Пожалуй, никто из русских художников не
пользовался такой прижизненной
славой, как Илья Ефимович Репин (1844-1930). Современники
восхищались
его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми
композициями,
артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить
самые
злободневные проблемы русской жизни.
Наряду с Леонардо, Рафаэлем и
Микеланджело Тициан Вечеллио (1477-1576) является одним из
четырёх
титанов итальянского Возрождения. Его творчество приходится на период
наивысшего расцвета Венеции, её могущества и славы. Тициана еще при
жизни
называли «королем живописцев и живописцем королей», а его искусство,
наиболее
полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние
на
становление крупнейших художников XVII века - от Рубенса и Веласкеса до
Пуссена. Образы, созданные Тицианом, отличает хрупкость,
торжественность,
сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм. Живопись
Тициана
включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции,
портреты.
Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлел
сложную эволюцию
его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания
потрясающих этот мир драматических коллизий.
Один из
крупнейших представителей постимпрессионизма голландский художник Винсент
Ван
Гог прожил всего 37 лет (1853-1890), из которых лишь последние семь
с
небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие
поразительно.
Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в
результате
вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван
Гог
писал по одной-две картины ежедневно. Его искусство было попыткой
упорядочить
мир, оно дало ему возможность примириться с действительностью и с
раздирающими
его внутренними противоречиями. Картины Ван Гога - это потрясающий,
полный
любви и страдания диалог - с самим собой, с миром, с Богом..
Являясь
одним из основателей критического реализма в искусстве, Василий
Григорьевич
Перов (1833 (1834) -1882) оказал огромное влияние на отечественную
школу
живописи, обогатив её своими незабываемыми жанровыми композициями и
тонкими
психологическими портретами. Художник всегда чутко относился ко всем
происходящим в стране социальным явлениям и силой своего талланта
старался
раскрыть их истинную суть. Во многом благодаря Перову русский реализм
был
насыщен одухотворённой мыслью о человеке, болью за него и высокой
гражданственностью.
Выдающийся голландский
художник Рембрандт
Харменс ван Рейн (1606-1669) создал замечательные
произведения почти
во всех жанрах. Сочетая глубину психологической характеристики с
исключительным
мастерством живописи на основе особой передачи светотени, Рембрандт
писал
портреты, пейзажи, религиозные, мифологические и исторические
композиции.
Исаак Ильич Левитан
(1860-1900) - крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX века,
заложивший в
этом жанре принципы символизма и модерна. Художник преодолел условности
классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у
передвижников.
Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной
достоверности обрел беспрецедентную психологическую насыщенность,
выражая жизнь
человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие
неизъяснимых тайн
бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами.
Тем, кто знает и любит творчество Левитана, знакомо чувство
зовороженности,
которое возникает каждый раз, когда останавливаешься перед его картинами
и
вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая
душа
природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и
грустью.
Его палитра - это насыщенный замес раздумья и печали, приволья и дрёмы,
радости
и одиночества.
Один из основателей
импрессионизма Пьер Огюст
Ренуар (1841-1919) обладал удивительной способность замечать в жизни
её
лучшие стороны. Девизом творчества художника стали слова: «Я отдаю
предпочтение
живописи, доставляющей радость». За всю свою жизнь он не написал ни
одной
печальной картины.
Иван Николаевич Крамской(1837-1887) занимает одно из ведущих мест в истории русской
художественной
кулыуры второй половины XIX века. Организатор Петербургской артели, один
из
создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик,
страстно
заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого
поколения художников-реалистов.
В этой книге коротко
освещены биография и
творческий путь одного из самых значительных и талантливых художников в
истории
искусства - Микеланджело Меризи да Караваджо. Будучи представителем
итальянского барокко, он попытался пойти новым путем в исскустве
живописи.
Караваджо внёс в него демократизм, повышенное чувство материальности,
эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени.
Новую,
психологическую ингерпретацию получили традиционные религиозные темы:
святых
Караваджо изображает не парящими в небесах с ангельской улыбкой, а
твердо
стоящими на земле, исполненными материальной весомости.
Валентин Александрович
Серов
(1865-1911) по праву считается одним из ярчайших русских живописцев
Серебряного
века. Художник уникального дарования и столь же уникально
разносторонний, он
блестяще владел всеми живописными техниками и обладал почти
фотографическим
зрением. Острый глаз и точная рука позволяли Серову моментально
схватывать
цвет, форму, настроение натуры и передавать их с изумительной
достоверностью.
Жизнь художника проходила в непрерывном поиске новых направлений и
решений в
изобразительном искусстве. Его творчество виртуозно и артистично
выразило
практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде
всего
тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне
авангарда.