Он не желал повторять удачно найденных приёмов и способов, всегда стремился ко
всему новому и ещё не опробованному. Разнообразие его творческих амплуа
простирается от художника сельских идиллий до великосветского портретиста.
Многогранность техники живописи включает в себя все существовавшие в то время
виды красок. Поэт Валерий Брюсов о блестящем мастерстве Серова писал: «Он вошёл
в область, принадлежащую живописи, как в своё царство».
Первые значительные произведения Серова («Девочка с персиками» «Девушка,
освещённая солнцем») явились новым этапом истории русского искусства. Он
добился поставленной цели - чувства «свежести, той особенной свежести, которую
всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал
И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы
импрессионизма. Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России,
проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной
живости световоздушной и цветовой среды. Таковы «А. Мазини» «К. А. Коровин»,
«Ф. Таманьо», «Н. С. Лесков», «Мика Морозов»). Особую главу составляют
произведения «деревенского Серова» этюды и картины с сельским пейзажем и жанром
(«Заросший пруд. Домотканово», «Зимой», «В деревне. Баба с лошадью»). Тончайшее
мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива,
тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека
оказываются воплощением Искусства как такового. На рубеже веков Серов
становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная
элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий
князь Павел Александрович», «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь
Юсупов») блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он
пишет портрет Николая II (самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка,
представлен тут скромно, почти по-домашнему), который обычно считается лучшим
изображением последнего русского императора. В 1900-е годы мастерство
Серова-портретиста достигает апогея. В созданных им образах образах царит
большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и
позы («М. Н. Ермолова», «Ф. И. Шаляпин», «Ида Рубинштейн»). Живопись и графика
в этих работах соперничают тут друг с другом на равных.
Автор: не указан Издательство: Москва: Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда» Год: 2009 Страниц: 48 Язык: русский Формат: PDF Качество: хорошее Размер: 114 Мб