Увлекаясь поначалу рисунком, Ван Гог лишь в 1881 году обратился к живописи
маслом. Дальнейшее совершенствование творчества художника проходило, по его же
собственным словам, с помощью «непрестанного изучения натуры и сражения с ней».
Главные герои картин раннего периода - крестьяне, изображённые за своими
повседневными занятиями («Крестьянка», «Едоки картофеля», «Ткач»). Творческие
поиски художественного метода привели его в Париж, где пишет полные света
импрессионистические картины с изображением букетов цветов, видов Монмартра
(«Холмы Монмартра»), выполняет несколько портретных работ. В портретных образах
художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее
со всей, присущей только ей одной, индивидуальной неповторимостью на фоне,
лишенном какого-либо конкретного антуража. Причём даже самые драматические
образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым
сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты
и изображения простых людей, близких друзей художника: «Арлезианка. Госпожа
Жину», «Почтальон Рулен», «Зуав» и другие. Довольно многосичленные автопортреты
художника отражают его изменчивую внутреннюю жизнь, череду самопознания. В 1888
году Ван Гог он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней
трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно
здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется
его неповторимый индивидуальный стиль. Ван Гог создаёт свои многочисленные
картины в порыве вдохновения, контролируя разумом своё восторженное чувственное
восприятие природы. Он уже не стремится к передаче «впечатления» от увиденного,
а изображает его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными
переживаниями. Ван Гог ищет эмоционально сильные сочетания цветов - жёлтого (в
серии натюрмортов «Подсолнухи») и красного («Красные виноградники в Арле»),
наделяя их особой пластической выразительностью цвета. Загадочны и полны
тревожного предчувствия красно-желтая и сине-желтая гаммы полотен с видами
ночного Арля («Ночное кафе», «Терраса кафе ночью»). Физическое и духовное
перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник 1889
года попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами
продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве «модели» ему служили
репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим
собственным живописным языком. Так, по рисунку Г. Доре он создал свое оригинальное
полотно «Прогулка заключенных», отражающее его теперешнее настроение:
покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в
лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к
земле и небу. В «Звёздной ночи» (1889) устремлённые в небо кипарисы напоминают
языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве
планета.
При жизни художнику удалось продать сего лишь одну картину («Красные
виноградники в Арле»). Однако по иронии судьбы картины человека, который всю
жизнь провёл в полунищенском существовании, с каждым годом после его смерти
стали цениться всё больше и больше, вскоре взлетев в цене до головокружительных
высот. Среди десяти самых дорогих полотен, когда-либо проданных на аукционах,
кисти Ван Гогу принадлежит три (это больше, чем у кого-либо другого) - «Портрет
доктора Гаше» (4-е место, 82,5 млн. долларов в 1990 году), автопортрет без
бороды (7-е место, 71,5 млн. долларов в 1998 году) и «Ирисы» (10-е место, 54
млн. долларов в 1987 году) Автор: не указан Издательство: Москва: Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда» Год: 2010 Страниц: 48 Формат: djvu (rar) Размер: 16,8 MB ISBN: 978-5-87107-191-5 Качество: хорошее Язык: русский