Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с
открытым концом («Осенний день. Сокольники»). Полного расцвета искусство
Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в
архетипический образ России, достигает в «Берёзовой роще». Та же сила ненавязчивого
обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», «Вечер.
Золотой Плес», «После дождя. Плес», а также тематически примыкающая к ним
картина «Свежий ветер. Волга»). Левитан первым заставил восхищаться
современников скромной, местами даже блеклой красотой русской природы. И перед
величием «Вечного покоя» померкло, затихло всё буйство красок заморских стран.
Левитан создаёт классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где
здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон») или, напротив,
тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем»). Гражданская
скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка», где на дороге, по
которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере
сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю)
одинокая фигурка странника близ придорожной иконки. Жизнеутверждающее обаяние
красок в полотнах «Март» или «Весна - большая вода» достигает апогея в
предельно яркой и звучной картине «Золотая осень». В последние годы жизни
мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им - лишь с помощью
колорита, без всяких фантазий - подобие будничного чуда. Теперь его особенно
влекут мотивы вечера («Летний вечер»), сумерек, лунной ночи. Последняя,
неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь») является - наперекор смертельной
болезни - едва ли не самым мажорным произведением художника.
Автор: не указан Издательство: Москва: Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда» Год: 2010 Страниц: 48 Язык: русский Формат: PDF Качество: отличное Размер: 109 Мб