Борис Михайлович Кустодиев
(1878-1927) - художник разностороннего
таланта, вошедший в русское искусство как автор значительных
произведений
бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких портретов. Кустодиев
прославился своими национально-романтическими картинами, благодаря
которым
стал одним из самых популярных мастеров русского модерна. Творчество
живописца ассоциируется с красочным миром ярмарок и шумным праздничным
раздольем.
Одно из главных мест во французском
искусстве второй половины XIX века
принадлежит импрессионизму, особая роль в становлении которого
принадлежит Эдуарду
Мане(1832-1883). Художник выбирал из бесконечного потока жизни
мимолётный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у
зрителя ощущение, что он свидетель происходящего, что каждое мгновение
может
быть исполнено поэзии и художественной ценности. Работам Мане присущи
свежесть и острота восприятия.
Василий
Иванович Суриков
(1848-1916) является одним из лучших мастером русской исторической
картины,
соединившим реализм XIX века с ярким живописным новаторством. По словам
историка искусства Александра Бенуа, «значение Сурикова… для русского
общества огромно... Лишь очень редкие художники, одарённые почти
пророческой…
митстической способностью, могут перенестись в прошлое.., разглядеть в
тусклых
его сумерках минувшую жизнь… Для них далёкое прошлое целого народа всё
ещё ясно,
всё ещё теперь, всё ещё полно прелести, смысла и драматизма». Через
сложную
гамму живых эмоций наблюдателей Суриков показывает трагизм многих
исторических
событий древней Руси и русский национальный характер. Он словно
перемещает
зрителя в гущу изображенной на картине толпы, всегда состоящей из
отдельных
ярких персонажей, заставляя переживать те же чувства, что испытывают
герои.
Столь же умело художник передает дух эпохи с помощью подробных деталей
одежды,
архитектуры и предметов быта.
Одного из гениальнейших французских
художников Эдгар Дега (1834-1917)
традиционно относят к импрессионистам, однако в чистом виде он таким
не
является. С одной стороны Дега равнодушен к краеугольному камню
импрессионизма - пейзажам. С другой - использует приемы «конкурентов» и
преклоняется перед классической живописью. Однако главное сходство
остаётся -
неутолимое стремление запечатлеть мгновение. Иногда - прекрасное.
Иногда - не
очень. Но всегда - реальное. По технике художник часто приближался к
фотоискусству, но не к современному Дега, а к будущему, которое
расцветёт
лишь к середине XX века. Он настолько тщательно продумывал композицию,
что
возникало ощущение случайно сделанного кадра. А следовательно - удачно
пойманного мгновения. Картины отличаются острым, динамичным
восприятием
современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией,
гибким и
точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур.
Сименем великого испанского художника Франсиско
Хосе де Гойи-и-Лусиентеса
(1746-1828) связано становление искусства Нового времени. Его
творчество оказало
огромное воздействие на мировую культуру XIX-XX веков не только в
живописи и
графике, но и в литературе, драматургии, театре и кино. Сияющие яркие
цвета в
живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на
развитие
импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста
Ренуара.
Выдающийся
художник Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - один из наиболее
известных
представителей романтизма в русской живописи. Произведения Брюллова
отмечены
утверждением чувственно-пластической красоты человека, драматической
напряженностью образов, реалистическими тенденциями, тонким
психологизмом.
Скучный и казённый «парадный портрет», который по статусу полагалось
иметь
дворянам и купцам, Брюллов заставил ожить в бытовых или исторических
сценках,
милых гримасках, мимолётных улыбках, полуоборотах головы, складках
платья. Этот
художник в душе был писателем и даже в самую малую картину пытался
вместить
целый роман, придумывая его на ходу.
Алексей
Кондратьевич Саврасов(1830-1897) - выдающийся русский пейзажист, основоположник
символистского
«пейзажа настроения» в русской живописи, художник с великим творческим
потенциалом и трагической судьбой.
Французский
художник Поль Сезанн (1839-1906) является одним из самых ярких
представителей постимпрессионизма. Он был не только великим мастером
композиции, но и великим колористом, сравнимым с Тицианом и Рубенсом.
Его
зрелые произведения произвели необратимое воздействие на формирование
художественного видения в современной живописи. Последующие поколения
безоговорочно
признали, что Сезанн открыл дорогу в мир современного искусства.