Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с
автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной
личности, иходя из принципа, что именно в лице заключается самое важное и
главное - «человеческое в человеке». Вглядевшись в лица на полотнах мастера, мы
видим подлинное благородство и высокий нравственный потенциал его работ. При
этом образы (Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова, М. Е.
Салтыкова-Щедрина и др.) не идеализируются сверх меры, впечатляя
убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, чёткая ясность
пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского («Полесовщик»,
«Крестьянин с уздечкой» («Мина Моисеев»), которые по-своему значительны и
внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (например, художника Ф.
А. Васильева (1871)) монохромную технику соуса (живопись смесью черного
красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых
переходов. Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского.
Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей
актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872) выглядит как
собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего
выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом
замысле художника - неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский»), с
тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Всё
творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные
темы» - такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В.
Гоголя «Майская ночь»), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр
старого дома»), смерть («Неутешное горе»). В таинственные олицетворения
женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в «Лунной
ночи» или «Неизвестной»). Во всех этих работах мастер выступает как
непосредственный предшественник символизма.
Автор: не указан Издательство: Москва: Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда» Год: 2009 Страниц: 48 Язык: русский Формат: PDF Качество: хорошее Размер: 105 Мб