Первое значительное произведение - картина «Любитель абсента», в которой в
традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца - наследник
романтических бродяг. Сюжет этой картины мог быть инспирирован влиянием Ш.
Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В 1863 году Мане пишет
картину «Завтрак на траве», которая под названием «Купание» была выставлена в
скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не
принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в
частности, отказываясь от чёткой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался
иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана, «Паломничество на остров
Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции -
гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». В том же году Мане пишет
«Олимпию». В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в
«Завтраке на траве», это Викторина Меран; в ногах женщины помещена чёрная
кошка - бодлеровский символ из «Цветов зла»). В 1860-е годы создаются
«Самоубийца», «Пейзаж с катафалком», «Христос и ангелы», «Мёртвый тореро»,
«Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро». После смерти Бодлера художник
сближается с Эмилем Золя, пишет его портрет. В 1874 году Мане едет в «малую
столицу импрессионизма» -- Аржантей, где работают Клод Моне и Огюст Ренуар.
Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится
более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой
жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о
чем свидетельствует картина «Аржантей». В парных композициях начала 1880-х
годов «Весна. Портрет Демарси» и «Осень. Портрет Лоран», где изображённые
артистки представлены как аллегории времён года, ощущается некое предчувствие
стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры
показаны в профиль. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане
явилась картина «Бар «Фоли-Бержер». Скучающая барменша на фоне огромного
зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с
ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных
бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале
и фруктов в хрустальной вазе. Тема «выключенности» человека из среды остаётся
главной в творчестве художника.
|