В своих натюрмортах, пейзажах, портретах Сезанн стремился передать с помощью
градаций чистого цвета устойчивые, непреходящие черты предметного мира и его
пластическое богатство, величие природы и органическое единство её форм. Его
мало занимали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой
творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал
«воплощением», реализацией. Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он
стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные
перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он
использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии
редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более
акварельной живописью, он переносит отдельные её приемы и в технику масляной
живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой
становится у него все более облегчённым, как бы светящимся изнутри. Краски
Сезанна - это градации трёх основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и,
естественно, белого. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки
и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей. Его
многочисленные пейзажи пустынны, более того, в желто-охристых кристаллах домов
словно не подразумевается жизнь: это некие саркофаги духа среди пышной южной
растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой
энергии сила. Творчество периода 1860-х годов имеет ярко выраженный
романтический характер: сцены насилия («Убийство»), натюрморты («Натюрморт с
черепом и подсвечником»), эротические видения («Оргия»). В числе значительных
работ раннего периода - «Портрет отца», «Девушка у пианино». В 1870-е годы
начинается серия автопортретов. От «Автопортрета в фуражке» с его некоторой
«диковатостью» он переходит к созданию обобщённых образов («Автопортрет»). На
рубеже 1880-90 годов Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами
(«Пьеро и Арлекин», «Игроки в карты»). Многие холсты позднего Сезанна остались
незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция «Большие купальщицы»,
призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная.