Раннее творчество Саврасова («Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную
погоду») развивается всецело в рамках романтизма - с его любовью к бурным
метеорологическим эффектам, к резким контрастам переднего и заднего планов.
Наиболее зрелым произведением этого периода является «Вид в окрестностях
Ораниенбаума», за который Саврасов получил звание академика. Последующие
поиски, интенсивные натурные «штудии» приводят к более спокойным, гармонически
ясным колористическим и композиционным решениям («Пейзаж с рекой и рыбаком»,
«Сельский вид»). Всё большее значение в образе получают тонкие светоцветовые
эффекты, связывающие воедино почву переднего плана и природные дали («Лосиный
остров в Сокольниках», «Лунная ночь. Болото»), умение виртуозно передать
круговращение влаги в атмосфере ландшафта («Волга»). В 1871 мастер создает ряд
лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги
под Ярославлем»), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели», ставшую самым
популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Талый
снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, тёмные избы и
древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все сплавилось в образ
удивительного поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный
эффект узнаваемости - причём не только где-то близ Волги, где писались «Грачи»,
а чуть ли не в любом уголке России. Как метко заметил И. Н. Крамской в своём
письме к Ф. А. Васильеву, касаясь других пейзажей на выставке: «всё это
деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Незримо зримая
«душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные
московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с
величавыми далями («Сухарева башня», «Вид на Московский Кремль. Весна»),
виртуозный по передаче влаги и светотени «Просёлок», сентиментальную «Могилу
над Волгой», светозарную «Радугу», меланхолическую картину «Зимний пейзаж.
Иней». Саврасов оставил о себе память и как замечательный педагог. Среди его
учеников были К. А. Коровин и И.И.Левитан.