Гойя сложился в крупного художника сравнительно поздно. Первый значительный
успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно, созданных для
Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде. Эту декоративную в своей
основе живопись, изображавшую уличные сценки, празднества, прогулки, игры
городской молодежи, художник обогатил новыми композициями, укрупнением фигур,
непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им как бы изнутри
(«Завтрак на берегу Мансанареса», «Зонтик», «Маха и её поклонники», «Слепой
гитарист», «Игра в жмурки» и многие другие). С 1780-х годов Гойя становится
известным портретистом, но его заказные работы еще во многом отражают
зависимость от Веласкеса («Карл III на охоте»). Пережитый им в конце 1790-х
годов душевный кризис усугубляется потерей слуха в результате тяжёлой
болезни. Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой
графической серии «Капричос» («Причуды»), включившей Гойю в число крупнейших
мастеров мирового графического искусства. В многослойную струну «Капричос»
вплетены отзвуки политической карикатуры Французской революции, народного
испанского лубка, демонология средневековья и сатирические традиции испанской
литературы «золотого века». Реальные жизненные наблюдения сливаются с
безудержной фантазией художника. Позднее творчество Гойи совпадает с годами
реакции после разгрома двух испанских революций. Стены загородного дома в
Мадриде («Кинта дель Сордо» - «Дом глухого») он расписал маслом, создав 14
уникальных по мощному художественному воздействию панно, полных иносказаний,
намеков, сложных ассоциаций. В росписях господствует дьявольское,
противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном
сне, набор красок суров, скуп, почти монохромен - черное, белое,
рыже-красноватое, охра; мазки размашисты и стремительны. Графическая
параллель росписям Кинты - серия офортов «Диспаратес» («Пословицы») с ещё
более сложной и мрачной символикой. Однако даже в картинах позднего периода
он сохраняет ощущение немеркнущей красоты жизни («Водоноска», «Похороны
сардинки», «Прогулка», «Молочница из Бордо»), а в «Автопортрете с
расстёгнутым воротом» предстаёт полным творческой воли.
|