Большое влияние на молодого живописца оказал Энгр, которого Дега считал
крупнейшим живопицем современности. В начале творческого пути он пишет
портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей»,
«Автопортрет», «Семья Беллели», «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса».
Наряду с влиянием Энгра в работах Дега ощутима связь с традициями
французского Ренессанса. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые
спартанки, вызывающие на состязание спартанцев», «Семирамида на строительстве
Вавилона». Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим
образцам и идеалам - фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы
далеки от совершенства. Дега выставляется на выставках импрессионистов,
начиная с первой (1874) и заканчивая последней (1886). Однако он не всё
принимает в их методе. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он
стремится передать мгновенное, неуловимое движение - отсюда его интерес к
миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони,
азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей. Дега - блестящий
рисовальщик, душа его искусства - линия, быстрая, точная, стремительная.
Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу,
профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», «Скачки в провинции»,
«Молодой жокей», «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник», «Оркестр оперы»,
«Звезда», «Голубые танцовщицы», «Репетиция балета на сцене». Дега мастерски
передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и
насмешлив: «После ванны», «Перед сном», «Причесывающаяся». Дега много
путешествовал по Франции, побывал в Бельгии, в Америке. Но главное место его
наблюдений - Париж. Именно здесь он создаёт знаменитые полотна «Абсент» и
«Гладильщицы». Дега - тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые,
то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Картины его кажутся
случайно выхваченными из потока жизни сценами, но «случайность» эта - плод
продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает
непосредственность впечатления.
|