Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, Брюллов жил и
работал там с 1823-го по 1835-й годы. Впечатления «полуденного края», его
природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического
классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного
обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и
композиция, эмоциональный, теплый колорит («Итальянский полдень», «Вирсавия»).
Побывав на месте раскопок трагически погибшего древнеримского города, Брюллов
начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Художнику удалось
изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент её
исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной
исторической картины-итога, которую вся русская живопись XIX века осознавала в
качестве своей сверхзадачи. «Последний день Помпеи» производит фурор - как на
родине мастера, так и за рубежом. В Италии и Франции картину приветствуют как
первый триумф русской художественной школы. Торжественно встреченный на Родине
как первый художник России, Брюллов, побуждаемый императором Николаем I,
обращается к русскому прошлому. Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» не
стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного
композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Главной
областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно, становится
портрет. Он пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными
красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с
бала с приемной дочерью А. Паччини»). Иное, созерцательно-спокойное настроение
доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как
бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н.
В. Кукольник», «Скульптор И. П. Витали», «В. А. Жуковский», «И. А. Крылов»). К
данному циклу примыкает и «Автопортрет», написанный теплым тоном и легкой
кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и
нездоровья. Последние годы своей жизни слабеющий от болезни Брюллов проводит на
острове Мадейра и снова в Италии. В этот период художник создаёт экспрессивные,
полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», неоконченная
картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк»), согретые поэтичным юмором
зарисовки народного быта.
Автор: не указан Издательство: Москва: Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда» Год: 2010 Страниц: 48Формат: djvu ISBN: 978-5-87107-196-0 Качество: хорошееЯзык: русский