Для становления Кустодиева как художника наибольшее значение имели уроки И.
Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903
годах. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины
«Заседание Государственного Совета». Кустодиев продемонстрировал
замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих
портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных («И.Я. Билибин», «Семья
Поленовых»). Художник жил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно
наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда
оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма,
Нижний Новгород. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского,
мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские
праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и
акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно
красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству
эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают
олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», «Купчиха за чаем»),
окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей
(«Ф. И. Шаляпин»). С годами в его композициях нарастает
иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть
печальной и ностальгической, ирреальности («все мои картины - сплошная иллюзия»,
- говорил сам Кустодиев). Тяжёлая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 года
к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и
самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой,
революционной тематикой («Большевик», «Праздник II конгресса Коминтерна на
площади Урицкого»). Он создаёт агитационную графику в духе народного лубка.
Все произведения мастера очень выразительны и наполнены неповторимой русской
самобытностью.
|