Пожалуй, никто из русских художников не
пользовался такой прижизненной
славой, как Илья Ефимович Репин (1844-1930). Современники
восхищались
его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми
композициями,
артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить
самые
злободневные проблемы русской жизни.
Являясь
одним из основателей критического реализма в искусстве, Василий
Григорьевич
Перов (1833 (1834) -1882) оказал огромное влияние на отечественную
школу
живописи, обогатив её своими незабываемыми жанровыми композициями и
тонкими
психологическими портретами. Художник всегда чутко относился ко всем
происходящим в стране социальным явлениям и силой своего талланта
старался
раскрыть их истинную суть. Во многом благодаря Перову русский реализм
был
насыщен одухотворённой мыслью о человеке, болью за него и высокой
гражданственностью.
Исаак Ильич Левитан
(1860-1900) - крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX века,
заложивший в
этом жанре принципы символизма и модерна. Художник преодолел условности
классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у
передвижников.
Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной
достоверности обрел беспрецедентную психологическую насыщенность,
выражая жизнь
человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие
неизъяснимых тайн
бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами.
Тем, кто знает и любит творчество Левитана, знакомо чувство
зовороженности,
которое возникает каждый раз, когда останавливаешься перед его картинами
и
вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая
душа
природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и
грустью.
Его палитра - это насыщенный замес раздумья и печали, приволья и дрёмы,
радости
и одиночества.
Иван Николаевич Крамской(1837-1887) занимает одно из ведущих мест в истории русской
художественной
кулыуры второй половины XIX века. Организатор Петербургской артели, один
из
создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик,
страстно
заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого
поколения художников-реалистов.
Валентин Александрович
Серов
(1865-1911) по праву считается одним из ярчайших русских живописцев
Серебряного
века. Художник уникального дарования и столь же уникально
разносторонний, он
блестяще владел всеми живописными техниками и обладал почти
фотографическим
зрением. Острый глаз и точная рука позволяли Серову моментально
схватывать
цвет, форму, настроение натуры и передавать их с изумительной
достоверностью.
Жизнь художника проходила в непрерывном поиске новых направлений и
решений в
изобразительном искусстве. Его творчество виртуозно и артистично
выразило
практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде
всего
тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне
авангарда.
Иван Иванович Шишкин
(1832-1898) по праву может быть назван величайшим русским пейзажистом.
Немного
найдётся художников, творчество которых получило такую широкую
известность и
всеобщее признание, заслужило столь искреннюю любовь соотечественников.
Будучи
непревзойдённым мастером пейзажа, Шишкин органически соединил в своей
живописи
и графике черты романтизма и реализма. В эпических образах он раскрыл
красоту,
мощь и богатство русской природы.
Пятый альбом коллекции
посвящён творчеству крупнейшего русского
живописца-пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910),
которого ещё
часто называют первым русским импрессионистом.
Второй
том коллекции посвящён выдающемуся российскому живописцу Ивану
Константиновичу Айвазовскому (1817-1900). Айвазовский занимает
исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной
живописи. Слава одного из самых лучших маринистов пришла к художнику
очень рано
и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти лет