Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов
морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии М. Н. Воробьева и
позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность соединяется здесь с
классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в
окрестностях Петербурга», 1835). Чисто романтическое мировосприятие,
восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в
работах 1840-х годах, когда художник завоевывает европейскую известность. Ряд
зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную
оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода -
картина «Девятый вал» (1850). Типичная для иконографии романтизма тема
кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих
общее впечатление безграничности бушующего пространства. Художник необычайно
плодовитый, Айвазовский часто прибегал к композиционным и колористическим
штампам. Однако в лучших картинах - таких, как «Чёрное море» (1881), -
проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного,
тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды. Чувство
величественной красоты морской стихии отличает творчество мастера и выделяет
его искусство из всего, что было создано в XIX веке в области маринистической
живописи. Кроме моря, Иван Константинович рисовал города, виды Армении,
природу, библейские сюжеты. Айвазовский был последним и самым ярким романтиком
русской живописи.