Суббота, 27.07.2024, 09:20
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Изобразительное искусство 5 класс [24]
Изобразительное искусство 6 класс [32]
Изобразительное искусство 7 класс [0]
Изобразительное искусство 8 класс [0]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2633
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Изобразительное искусство 6 класс

§27. Пейзаж. Правила линейной и воздушной перспективы.

§27.  Пейзаж. Правила линейной и воздушной перспективы

 

        Сегодня нам понятно, что пейзаж — это прежде всего изображение пространства. Но понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи.

         В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, подобно строкам письма, — фризами. Изображения словно мерно шествовали, ритмически повторяя жесты. При этом величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны.

         В этой системе изображалось всегда «что-то», то есть то, что предметно, а даль, протяженность земли и воздуха не передавались, будто сами по себе и не существовали. Пространство в древнем искусстве было пустотой, то есть «ничем», ведь оно не вещь, а отсутствие вещи. И каждая часть изображения переносилась на плоскость не в том виде, в котором она предстает глазу, а в том, который наиболее выражает ее суть.

Настенная роспись. Древний Египет

        Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверку, вид спереди и вид в профиль.

Сад и пруд. Настенная роспись. Древний Египет. II тыс. до н, э.

     В эпоху Древней Греции и Древнего Рима пространственными стали изображения человека: развернулись в пространстве плечи, правдоподобными стали движения людей, между их действиями на рисунках появились пространственные связи. Но изображали только то, что имеет телесную, предметную форму.

          В позднее римское время в росписях стен появился своеобразный пейзаж. Однако нарисованное пространство не выглядело единым — оно украшало стены и легко переходило в орнамент.

Девушка, собирающая цветы. Фреска Древний Рим. I в.

      Искусство Средних веков стало по преимуществу религиозным и по сюжетам, и по назначению. Изображения несли символический и рассказывающий, повествовательный смысл. При этом они должны были воздействовать на чувства воспринимающего, поэтому их музыкальная, ритмическая организация поднялась на высочайший уровень.

Неизвестный мастер. Райский сад. Германия. XV в.

         У пространства иконы свои законы построения. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди — на молящемся человеке, как бы замыкаются им и, наоборот расширяются в пространстве иконы. Такой метод принято называть обратной перспективой.

Чудо архангела Михаила о флоре и лавре. Икона. Россия. XV в.

         В эпоху Возрождения в европейском искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Эти устремления потребовали создания нового изобразительного языка на основе обращения к искусству Античности. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родились понятия точка зрения и линия горизонта — линия положения глаза человека, наблюдающего все видимое из определенного места. Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль, стало изображаемой реальностью,

         Теперь пространство в картине стали строить по строгим законам перспективы, размещая в нем в соответствии с этими правилами и людей, и здания, и горы. Чтобы этому научиться, итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти придумал такой способ изображения; «Перспектива есть не что иное, как наблюдение местности или предметов сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого и рисуются лежащие за ним предметы». То есть художник представляет себе картинную плоскость как бы прозрачной, а все, что изображается на ней, — расположенным позади этой плоскости.

«Сетка Альберти» для исследования перспективных сокращений

      Правда, очень скоро художники осознали, что плоскость картины не «прозрачная завеса» и не «открытое окно». Пространство, изображаемое в картине при помощи перспективы, это особый мир, построенный и организованный художником так, чтобы вызвать у нас определенные впечатления, а соответственно мысли и переживания. Именно умение объединить изображение в единую композицию есть воплощение виртуозности мастера.

П. Брейгель Старший. Охотники на снегу. Масло. Нидерланды. XVI в.

         Теперь ты знаешь, что только неискушенному в живописи человеку может показаться, что художник пишет «просто, как видит». В действительности способов передавать пространство на плоскости существует множество. Применение того или иного способа изображения пространства является формой выражения определенного содержания. Оно обусловлено мироощущением художника и его эпохой.

Правила построения перспективы

       Перспектива — учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

     Основные правила линейной перспективы тебе уже известны:

  • предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;
  • параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз).

       Линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения - вид с горы. А при низкой точке зрения, когда линия горизонта расположена у нижнего кран картины, мы видим просторы небес. Посмотреть на землю сверху, подобно птице, или снизу, когда деревья выглядят большими и величественными — это выбор художника.

Низкий горизонт

Высокий горизонт

         Точна схода, ее положение тоже сильно влияет на характер образа. Смешение точки схода от центра вправо или влево придает изображению ощущение движения. Любое симметричное изображение — самое неподвижное.


Воздушная перспектива

       Для изображения пространства нам также необходимы правила воздушной перспективы.

М. Хоббема, Дорога. Масло. Голландия XVII в.
(Справа схема построения перспективы в картине)

       Воздух, заполняя все пространство, окутывает все предметы — то, что удалено, мы видим сквозь его толщу. Поэтому первое правило: по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.

М.Н. Воробьев. Итальянский пейзаж. Масло. Россия. XIX в.

         Второе правило об изменении цвета предметов по мере удаления: окутанная воздухом даль голубеет. Вспомни о пространственных свойствах цвета: теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.

         Художники эпохи Возрождения первыми разработали правило деления пространства на планы:

ближний план теплый и контрастный;

средний — самый разработанный, тона мягче;

дальнийсветлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

А. Карраччи. ПЕЙЗАЖ. Тушь, акварель. Италия. XVI в.

 

Проверяем свои знания

  1. Найди среди картин, представленных в учебнике, примеры высокой и низкой линии горизонта. Чем обоснован, по твоему мнению, выбор художником именно такой точки зрения? Вспомни случаи из твоей жизни, когда можно было рассматривать пейзаж сверху или, наоборот, когда природа представала перед тобой увиденная с низкой точки зрения.
  2. Подумай и объясни, как влияет на изображение природы выбор формата — горизонтального или вертикального, удлиненного или квадратного. Найди в учебнике соответствующие примеры картин.
  3. Для выполнения задания тебе потребуется только черная и белая гуашь (задание также можно выполнить углем). Сначала, плавно изменяя тон неба и земли от ближнего плана к линии горизонта, изобрази уходящее вдаль пространство, а затем наполни его; пусть извивается убегающая вдаль дорожка, а вдоль нее вырастают близкие и далекие деревья, При этом не забудь о правилах линейной и воздушной перспективы.

 

Задания

  1. Рассматривая репродукции к теме, постарайся объяснить, как в каждом случае художник понимает пространство.
  2. Объясни, как ты понимаешь понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «точка схода», «линия горизонта», «высота линии горизонта».
  3. Изготовь себе «сетку Альберти» — рамку с прозрачной пленкой, на которую нанесены прямые перпендикулярные линии. Теперь провели исследовательскую работу с использованием этой рамки и промерь для себя правила перспективы, наблюдая их в помещении, глядя вдаль из окна и на улице. Сделай графические наброски своих наблюдений.

 

 

Категория: Изобразительное искусство 6 класс | Добавил: ИрЮр (11.12.2020)
Просмотров: 1086 | Теги: Правила линейной, Пейзаж, воздушной перспективы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:09:20

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz