§22. Сатирические образы человека. Шарж. Творчество О.Домье, П.Пикассо, Н.В.Кузьмина.
§22. Сатирические образы человека. Шарж. Творчество О.Домье, П.Пикассо, Н.В.Кузьмина
Ты делал зарисовки окружающих людей, но, вероятно, не все из них достаточно хорошо получились, и про некоторые недовольная модель говорила: «Это не я, это карикатура!» Однако такое высказывание не всегда звучит осуждают?.
Все мы очень любим смотреть сатирические рисунки, так же как и просто веселые рисунки, особенно когда это дружеский шарж. Мастера карикатуры — прекрасные рисовальщики. Особенности их мастерства заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка. Главное для художника карикатуриста художественное преувеличение.
Рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть, усилить особые качества натуры. Художник, зорким глазом подметив в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки и делает их более заметными.
Леонардо да Винчи. Скарамуччья. Итальянский карандаш. Италия. XVI в.
О. Домье. Иллюстрация к роману Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" Офорт. Франция. XIX в.
Опытный художник знает, что такие подчеркивания лишь усиливают сходство и узнаваемость в портрете. Однако здесь необходимо чувство меры, а главное чувство правды. Ведь художник усиливает черты не произвольно, а умея выделить характерное именно для этого человека. В первую очередь это прием усиления, преувеличения реальных пропорций: длинное становится еще длиннее, широкое — еще шире, острое еще острее, а круглое превращается в шар.
П. Пикассо. Дон-Кихот. Tyшь
Дли карикатуры или шаржа даже самое неправдоподобное и резкое преувеличение отдельных черт героев оказывается уместным и необходимым. Здесь художник не скрывает своей односторонности и пристрастности.
П. Пикассо. Портрет идальго. Линогравюра, Испания. XX в.
Сатирический рисунок имеет традиции начиная со времен Возрождения. Еще Леонардо да Винчи создавал сатирические рисунки. Он делал их с натуры и руководствовался исследовательскими целями.
А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет. Тушь. Франция. XIX в.
Обостряя характер лица, он стремился усилить ею выразительность, изучал возможности убедительного изображения эмоций человека.
Сатирические рисунки X. Бидструпа. Дания. ХХ в.
Великим французским художником-сатириком был Оноре Домье. Этот мастер с удивительной свободой и художественной смелостью работал во всех видах изобразительного искусства — и в живописи, и в скульптуре, и в графике.
О. Домье. Адвокат и его клиентка. Карандаш, акварель
В прошлом веке все любили рассматривать веселые сатирические рисунки Жана Эйфеля, Херлуфа Бидструпа.
Б.Е. Ефимов. Курортники. Тушь. Россия XX в.
В русском искусстве стали классикой сатирические рисунки художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.
Гротескное изображение голов. Учебный рисунок
Задания
Чтобы сделать дружеский шарж, надо быть очень наблюдательным рисовальщиком, а еще добрым и умным. Если ты хочешь испытать себя, попробуй сделать дружеский шарж.
Иллюстрация к повести Н.С. Лескова «Железная воля». Тушь
Далеко не всякому литературному герою подходит сатирическое изображение, но и сатирических литературных персонажей достаточна с помощью графических материалов сделай сатирический рисунок литературного героя, преувеличив его характерные качества,
Придумай и нарисуй в нескольких линейных рисунках юмористический рассказ — веселую историю из жизни ребят во дворе или в школе.