Помнишь ли ты рассказ о двух древнегреческих художниках, которые гордились тем, что их изображения можно принять за реальность? Но тогда же мудрый философ мм сказал: «Зачем мне нужен виноград, если он ненастоящий, зачем нужна занавеска, если ее нельзя задернуть?» Он хотел сказать, что иллюзия, обман сами по себе бессмысленны, если за ними не стоит нечто большее. Уже в XX в. знаменитый художник В.В. Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» писал о неумелых зрителях на художественной выставке: «они восхищаются "ремеслом” (как восхищаются канатным плясуном)», то есть принимают живопись за умелый фокус.
Всякий натюрморт на самом деле строго организован художником, а не просто списан с натуры, и все выразительные средства изобразительного языка раскрывают задуманный образ.
А.Ю. Никич. Торжественный натюрморт. Масло. Россия XX в.
В суровом и торжественном натюрморте Б.М. Неменского всего дна предмета, когда-то созданных сохранять жизнь, похожих но форме, один как перевернутый другой. Их фактурная материальность, весомость ощущаются как тяжесть пережитого. Солдатская каска и чугунок... Их и сегодня можно найти в земле, где прошли бои, предметы фронтовом судьбы — один от жара войны, другой — от тепла дома. На простом столе они подняты, как ка пьедестале. Это натюрморт-памятник.
Б.М. Неменский. Память смоленской земли. Масло. Россия. XX в.
Картина В.Ф. Стожарова тоже памятник. Она о красоте уходящего крестьянского быта. Ее изобразительный язык мягче, но тоже подчеркивает значимость каждого предмета. А вот натюрморт А.Ю. Никича построек по-другому, здесь торжественный образ создан вертикальным ритмом предметов в мастерской художника.
В.Ф. Стожаров. Лен. Масло. Россия. XX в.
Задание
Попробуй создать свой натюрморт так, чтобы он рассказал зрителю о тебе. Здесь важны не столько перечисления каких-то вещей, пусть очень важных для тебя, сколько вся композиция, тональные н цветовые контрасты, ритм линий и пятен. Все это поможет рассказать о твоем характере, о том, как ты ощущаешь или хочешь ощущать себя в мире людей.