§12. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
§12. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
Когда мы рисуем, то сталкиваемся с проблемой, как нам изобразить трехмерный пространственный мир на плоском листе бумаги. Конечно, решить эту задачу во всей полноте невозможно, искусство изображения условно, и даже способы изображения пространства всегда подчинены смысловой задаче.
На протяжении веков художники вырабатывали разные методы изображения окружающего мира. Они превращались в правила. Одним из важнейших правил стала перспектива - система отображения на плоскости глубины пространства.
Мы привыкли к такому способу изображения, когда более удаленные предметы кажутся меньше. Древние изображении теперь нам могут казаться неправильными. На самом деле неправильности в них вовсе нет. Просто художники тогда воспринимали мир иначе, у них были другие цели изображения.
В искусстве Древнего мира изображение объема было знаковым, условным. Это искусство рассказывало и не стремилось к иллюзорности. Однако оно породило свою тонкую изысканную поэтику изобразительного образа.
В Древнем Египте изображения были плоскостными.
В эпоху Средневековья интересовались не столько изображением предметного мира, сколько духовной стороной жизни и потому находили особые средства выражения.
В тот период взгляд на мир можно назвать вертикальным — от земли к небу. Но с ростом городов н самостоятельной активности людей взгляды на жизнь и место человека в ней стати другими. Видение мира тогда изменилось, его можно назвать горизонтальным — в глубь пространства земного мира, к новым странам и далям, и в глубь жизни человека, его переживаний. Вера и человека и его силы вдохновляла художников эпохи, которую назвали эпохой Возрождении. Человек стал центром интересов искусства.
Художник эпохи Возрождения поверил в свою способность разглядеть, познать мир и выразить его в творчестве. Он стремился найти идеальные, совершенные образы и воплотить их.
Так передавали перспективу художники в Средние века.
Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 г. в книге «О живописи» Леона-Баттисты Альберти, итальянского художника, архитектора, ученого и литератора. Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, что существует неразрывная связь между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает. Сегодня нам это кажется простой истиной. А тогда это был настоящий переворот; на мир стали смотреть глазами человека, утверждающего право на свою личную точку зрения.
А. Дюрер. Художник изучал перспективные сокращения через стекло. Гравюра. Германия XVI в.
Когда сегодня мы говорим о точке зрения, то имеем в виду прежде всего позицию человека в каких-то вопросах и говорим о его взгляде на мир.
Но есть и буквальное значение этих слов: перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки. Она называется точкой зрения. При ее перемене и рисунок предметов на плоскости может существенно измениться.
Построение окружности в перспективе
Изменение вида кувшина с разный точек зрения
На предметы можно смотреть сверху, снизу и сбоку, меняя точку зрения. Если смотреть на предмет прямо, так, чтобы наши глаза были на середине высоты предмета, то мы увидим его плоским, то есть только одну его сторону. Лист бумаги в таком случае покажется нам полоской. Во всех остальных случаях мы видим сразу три стороны предмета, Но те стороны, которые уходят в глубину, мы видим по законам линейной перспективы.
Линейная перспектива — это способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении.
Рассмотри построение перспективы: изображения параллельных линий сходятся в одной точке — это точка схода. Она лежит на линии горизонта — уровне наших глаз. Обозначая эту линию в своем рисунке, художник сразу обретает систему отсчета. Линия горизонта может опускаться и подниматься в зависимости от нашего движения.
Построение перспективных сокращений при изображении геометрическим тел.
Если уходящие вглубь линии перпендикулярны условной линии глаза наблюдателя, то построение называется центральной линейной перспективой.
При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода — слева и справа от наблюдателя.
Пространственные соотношения размеров
В перспективе квадрат превращается в нашем восприятии в трапецию, а круг превращается в эллипс — перспективное изображение окружности, где есть плавный переход от ближней части к дальней. При взгляде снизу или сверху всегда сокращается глубина дальней от нас половинки эллипса. Если при рисовании есть сомнения и правильности изображения перспективы круга, надо построить вокруг него уходящим в той же перспективе квадрат.
Последовательность в разработке деталей
Задания
Теперь возьми изготовленные тобой из бумаги геометрические тела. Карандашом сделай линейные зарисовки, изображая их объемную форму с разных сторон: сбоку сверху, снизу. На отдельном листе альбомной бумаги расположи несколько линейных изображений одного предмета с разных точек зрения.
На основе воображения построй сложные пространственные соотношения геометрических тел. рисуй их на бумаге, уходящими вглубь, вверх или вниз. При этом не надо делать чертеж, рисуй свободно. У тебя получится рисунок, похожий на составленный из геометрических тел натюрморт. Ты научишься изображать объемные тела с разных сторон и во взаимодействии друг с другом.
Задание можно заменить изображением с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.