Произведения декоративного искусства из стекла называются художественное стекло.
Стекло, как ни один другой материал, очень живо реагирует на свет, который наполняет его жизнью, высвечивая таинственную глубину и превращая в настоящую драгоценность. Взгляни на эту бабочку. Самое удивительное — это ее крылышки. Они наполнены сверканием разноцветных граней. Стремясь уловить это чудо, как бы остановить прекрасное мгновение, художник избрал материалом хрупкий, нежно-прозрачный хрусталь, а свет наполнил его игрой мерцающих граней и радужных цветов.
В мастерской художника по стеклу
Работа художника-стекольщика необычайно сложна. Она требует высокого мастерства, чувства материала — одновременно хрупкого и прочного, прозрачного и насыщенного цветом.
Бабочка. Хрусталь
Отдельные формы и целые декоративные композиции рождаются у раскаленной стеклоплавильной печи. Художник или сам выдувает стекло, вращая расплавленную, пылающую жаром каплю, придавая ей ту или иную форму с помощью специальных инструментов, или творит вместе с мастером-стеклодувом, в точности исполняющим волю художника.
А. Степанова. Ритм надежды.
Цветное стекло, гутная техника
Выдувное стекло, получаемое ручным способом, иначе называют гутное стекло. В горячем состоянии его можно тянуть, мять, лепить, резать, присоединять к нему лепные детали.
Посмотри, как разнообразны формы разноцветных сосудов, выполненных из гутного стекла! Они создают впечатление ослепительной праздничности.
А. Степанова. Эволюция.
Цветное стекло, гутная техника
Рассмотри внимательно декоративный ансамбль причудливых форм «Весна». Как художнику удается выразить свою творческую мысль в стеклянной массе, добиться поэтичности образа?
С. Бескинская. Весна. Стекло
Что позволяет предметам соединиться в общую композицию, быть вместе как одна семья?
Рассмотри удивительный по красоте ансамбль «Сокольники» из трех объемных форм. Легкие прозрачные пузыри с голубоватой подсветкой вверху и мягкими углублениями в виде капель украшает сдержанная роспись с изображением черных оголенных деревьев. Они будто обнимают своими ветвями объемные формы. Обрати внимание, что на выпуклой поверхности ветви кажутся близкими, а на вогнутой, на просвет, — далекими.
Л. Савельева. Сокольники. Стекло, роспись
Удивительное в этой работе то, что, стоит зрителю посмотреть на все эти предметы с другой точки зрения, сюжет преображается — кажется, что ветви движутся в пространстве.
Сочетание стеклянных форм с изображением обогатило это произведение, наполнило его яркой образностью.
Здесь ты видишь вазы, объединенные в декоративный ансамбль, название которого «Весна». Тяжелые у основания формы, плотные по цвету, устремившись вверх, словно распустились, проросли нежными лиловыми цветами с мягкими, округлыми, прозрачными лепестками. Свет пронизывает их, дробится яркими бликами, создает ощущение изменчивости цвета.
А. Степанова. Весна.
Цветное стекло, гутная техника
Посмотри, как тонко использует художник в этой композиции контрасты — светлое и темное, легкое и тяжелое, прозрачное и глухое, хрупкое и прочное. Как продуманно, ритмично выстраивает он разновеликие объемные формы в пространстве. Пластическим языком стекла мастер передает ощущение весеннего пробуждения земли.
Эта группа декоративных форм под названием «Земля детства» — истинная сказка из стекла, рожденная щедрой фантазией художника. Что здесь особенно привлекло твое внимание? В чем проявляется фантазия художника? Какие у тебя возникли впечатления, поэтические ассоциации?
A. Степанова. Земля детства.
Цветное стекло, гутная техника
Чтобы ответить на эти вопросы, внимательно рассмотри все — форму, декор, цвет.
Беспокойная, ищущая фантазия не знает границ, она побуждает художника по стеклу искать новые темы, новые образные решения, новые технологические приемы. В своем творчестве современный художник стремится не только отразить сегодняшний день, но и как бы заглянуть в будущее.