§29. Соборы Московского Кремля.
Строительство Москвы белокаменной.
Первое упоминание в летописи о Москве, как о княжеской усадьбе, относится к 1147 году. В 1156 году князь Юрий Долгорукий заложил на высоком берегу реки - Москвы крепость - Москва ( от названия близлежащей деревни Москов). Это был тогда единственный город Московского княжества. Стены крепости были деревянными, внутри крепости стояли княжеские хоромы, избы воинских людей. Были тут и дозорные башни, из которых день и ночь наблюдали "не видать ли где ворога проклятого". Сама крепость стояла на высоком холме, а холм окружал глубокий ров с водой. Благодаря этому маленькая крепость была неприступной. Бессчетное число раз во время набега татаро-монголов Москва горела, но разрушенная и сожженная, она вновь и вновь восставала из пепла каждый раз обновленная.
Москва деревянная
В 1328 г. при князе Иване Калите Москва превращается в великокняжескую резиденцию и местопребывание митрополита всея Руси. Началось каменное строительство. Но храмы Ивана Калиты не дошли до наших дней, однако, план построек Кремля остался тот же.
Москва белокаменная.
В 1367 году, готовясь к решающей битве с татаро-монголами, князь Дмитрий Донской строит стены Кремля из белого камня известняка, в избытке лежащего вокруг. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Верхи стен и башен были зубчатыми. Круглые угловые и проездные башни имели островерхие деревянные кровли. Сооружения Кремля в то время были сравнительно невысоки, потому что при татарских набегах конным татарам иногда удавалось сбивать с них пиками защитников крепости. Однако Москва тогда стала воплощением мощи. Враждебные Москве княжества связывали построение каменной крепости с ее силой, возросшей настолько, что московские князья стали господствовать среди других. По подножию высокого обрывистого холма, который выходит к Москве-реке, вдоль ее берега шла нижняя кремлевская стена, укрепленная тремя башнями. Через ворота башен шли дороги в разных направлениях - на Нижний Новгород, на Владимир, на Тверь и в др. В военное время эти многочисленные "врата" были рассчитаны на активную оборону Кремля, а в мирное время пути-дороги, которые вели в Кремль, как бы символизировали силу и значение Московского княжества. Красив был старый Московский Кремль с его белокаменными стенами, башнями, соборами, золочеными и расписными кровлями княжеских и княгининых дворцов, строениями митрополичьего двора и трех монастырей. Видимый со всех концов небольшой тогдашней Москвы, стоял он на высоком зеленом холме, отражаясь в речных водах.
Древняя Москва
Московский Кремль при Иване Калите (А.Васнецов)
Успенский собор (1479 г)
Одновременно со стенами и башнями Кремля началось строительство и внутри него. Было решено построить грандиозный Успенский собор, который бы своим великолепием превзошел знаменитый Успенский собор во Владимире. Строили неизвестные русские мастера.
Одновременно со строительством собора началось сватовство Ивана III. Московские послы засватали племянницу византийского императора Софью Палеолог. Этим браком Иван III хотел породниться с императорами, правящими сотни лет "во втором Риме", каким считался Константинополь, столица Византии.
Поздней осенью того же года Софья была торжественно принята в Кремле. Бракосочетание проходило среди уже поднявшихся стен Успенского собора. Своим видом храм уже радовал сердца всех - хотя еще и не была достроена. И вдруг на закате дня возведенное до сводов здание рухнуло. Как свидетельствует летописец, одной из причин было прошедшее тогда землетрясение.
После этого было пригласить для выполнения грандиозного замысла иностранного зодчего - им оказался итальянец Аристотель Фиорованти. Он был не только зодчий, но и инженер, строитель мостов, искусный литейщик пушек.
Начало строительства совпало с завершением борьбы русского народа за объединение разрозненных княжеств в единое русское государство. И как символ новой державы в центре Кремля встал новый Успенский собор.
Решив строить из кирпича, Фиорованти основал под Москвой кирпичный завод и научил москвичей обжигать хороший кирпич. Связующим материалом была по собственному рецепту мастера густо замешанная известь, да такая, что к утру она становилась настолько твердой, что ее невозможно было ничем разрушить.
Прежде, чем приступить к кладке стен, Фиорованти проехал по русским городам и познакомился с исконно русской архитектурой. Под влиянием всего увиденного и был создан этот архитектурный шедевр. Стройка длилась 5 лет, лишь в теплое время года. Стены выкладывали как прежде из белого камня, а своды, перекрытия, барабаны пяти глав и некоторые другие части - из кирпича.
Собор поднялся своими главами на высоту 50 метров. Центр здания завершает большая глава, которую окружает еще четыре меньшие луковицы. Под центральным куполом — главой было сделано особое помещение — тайник. Своды собора для легкости сделаны в один кирпич. Верх стен украшен арками — нишами, распространенный прием итальянского зодчества.
Внутри Успенский собор представляет собой большой светлый зал, в котором располагаются четыре круглые столпа — колонны, на которые опирается свод. Красивый мозаичный пол выложен мелким цветным камнем. Внешние стены собора — белые, а внутри расписаны фресками по золотому полю. Росписи делал известный иконописец Дионисий. Богатая посуда, церковная утварь, украшенные золотом, драгоценными камнями дополняют великолепие внутреннего убранства храма.
Величественный Успенский собор предназначался для различных государственных церемоний: Посажение князя на престол, крещение и коронование царей и цариц.
Грановитая палата (1491 г.)
Убранство Грановитой палаты 1491г.
Построена итальянскими зодчими Марком Руфо и Петром Солари. Это "аудиенцзала" для приема иностранных гостей. Название свое получила за счет особого расположения кирпичей — гранями наружу. В центре зала — огромный четырехгранный столб, который, постепенно закругляясь, переходит в своды, он служит опорой для перекрытий потолка. Архитектурный облик, внутреннее убранство, отделка палаты производят неизгладимое впечатление и дает наглядное представление о могуществе русского государства. Поражают размеры этого помещения (485 кв.м.), некогда это был самый большой зал на Руси. Здесь проходили все крупные государственные и семейные царские торжества: введение в сан митрополитов и патриархов всея Руси, празднование военных побед.Здесь на многодневных пирах Иван Грозный праздновал покорение казанского ханства, а Петр I — победу под Полтавой. Стены палаты сплошь, будто ковром, покрыты богатыми фресками.
Архангельский собор (1508 г.)
Нарядный, декоративный, построен в стиле Ренессанса. Это усыпальница русских царей. Под плитами пола собора 46 гробниц, в некоторых — по 2-3 захоронения. В соборе похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III. Последним там был похоронен Иван Алексеевич — брат Петра I.
Благовещенский собор (1489 г.)
Это домовая церковь русских царей. Строили псковские мастера. Это красивое пятиглавое сооружение, стены которого богато украшены белокаменным резным орнаментом. В 1562 г. по углам были сооружены еще 4 придела с луковичными главками. Главы и крышу собора покрыли медью и позолотили. Пол — из яшмы редкой красоты.
Колокольня Ивана Великого ( 1600 г. )
В 1329 г. Иван Калита построил каменную церковь в честь рождения сына, будущего царя Ивана II. К 1505 г. она разрушилась и на ее месте итальянский мастер Бон Фрязин выстроил двухъярусную восьмигранную колокольню с куполом наверху. Фундамент, цоколь, украшения были сделаны из белого камня, стены и своды — кирпичные. В 1600 г. столп колокольни был надстроен третьим ярусом. Высота колокольни до креста — 80 метров. Долгое время, до современных зданий, это было самое высокое сооружение, видное издалека.
Храм Василия Блаженного (1552 г.)
Одновременно с застройкой внутри Кремля шло строительство и за его пределами. В 1552 году в честь победы русского народа над Казанским ханством был построен изумительный собор Покрова на рву, впоследствии получивший название храма Василия Блаженного, (по имени юродивого Василия, похороненного у его стен).
Василий Блаженный — московский юродивый. Родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас — в городской черте Москвы), на паперти храма, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении». Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Васильевич Грозный и которого он чтил, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.
Фрагмент храма Василия Блаженного
Строили храм русские зодчие из Пскова Б а р м а и П о с т н и к. Храм состоит из семи церквей, расположенных вокруг восьмой, центральной. Но зодчие в целях симметрии добавили еще одну и стало всего девять. В центре — самый большой шатер, по кресту четыре главы поменьше, а по диагонали — маленькие главки. Все девять церквей окружены узкой открытой галереей, по которой можно переходить из одной церкви в другую. В оформлении храма использованы такие элементы, как кокошники разной формы и величины, арочки, звезды. Шатры и главы церквей покрыты мелкими чешуйками разноцветной слюды, вправленными в свинцовые рамы, благодаря чему купола храма переливаются на солнце всеми цветам радуги. В целом архитектура храма так радостна, так сказочно — нарядна, что выглядит пестрым, причудливым цветком, распустившимся на площади у стен Кремля. Существует легенда, что царь, заказавший строительство храма, увидев его, приказал ослепить зодчих, чтобы они больше нигде не могли создать еще такую красоту…
Интерьер храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного
Как побил государь Золотую Орду под Казанью.
Указал на подворье свое приходить мастерам.
И велел благодетель, - гласит летописца сказанье,
- В память оной победы да выстроят каменный храм.
И к нему привели флорентинцев, и немцев, и прочих
Иноземных мужей, пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое безвестных владимирских зодчих.
Двое русских строителей, русых, босых, молодых.
Лился свет в слюдяное оконце, дух тяжелый и спертый.
Изразцовая печка. Божница. Угар и жара.
И в посконных рубахах перед Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,стояли сии мастера.
"Смерды! Можете ль церкву сложить иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней заморских церквей, говорю?"
И, тряхнув волосами,ответили зодчие: "Можем!
Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
Государь приказал. И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход, ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие фартуки наспех надели,
На широких плечах кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали узоры из каменных кружев,
Выводили столбы и, работой своею горды,
Купол золотом жгли, скаты крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись стрельчатые башенки кверху,
Переходы, балкончики, луковки да купола,
И дивились ученые люди, зане эта церковь
Краше вилл италийских и пагод индийских была.
Был дикованный храм богомазами весь размалеван.
В алтаре и при входах, и в царском притворе самом.
Живописной артелью монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело византийским суровым письмом...
А в ногах у постройки торговая площадь жужжала.
Торовато кричала купцам: "Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ до креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил, становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,у плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя очесок седой бороды.
И в московской неволе томились татарские ханы,
Посланцы Золотой, переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом та церковь была - как невеста!
И с рогожкой своей, с бирюзовым колечком во рту,
Непотребная девка стоялау Лобного места
И, дивясь, как на сказку, глядела на ту красоту...
А как храм освятили, то с посохом
В шапке монашьей, обошел его царь -
От подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь. И ответили все: "Лепота!"
И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма другой, говорю?"
И, тряхнув волосами, ответили зодчие:"Можем!
Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
И тогда государь повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его церковь стояла одна такова,
Чтобы в суздальских землях, и в землях рязанских и прочих
Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!
Соколиные очи кололи им шилом железным,
Дабы белого света увидеть они не могли,
Их клеймили клеймом, их секли батогами, болезных,
И кидали их, темных, на стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду, там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило, где было от пару темно,
Где кричали дьяки "Государево слово и дело!" -
Мастера Христа ради просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь, такая, что словно приснилась.
И звонила она, будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню про страшную царскую милость
Пели в тайных местах по широкой Руси гусляры.
1938г.
|