§27. Художественная культура и искусство Древней Руси. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Храм Св. Софии в Киеве
Истоки русского искусства теряются в истории восточного славянского народа "антов", который еще в 6 веке образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. В 9 веке местные княжения восточных славян объединились в Киевское государство Рюриковичей - Киевскую Русь. Киевская Русь быстро выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира. Время княжения Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого осталось в народной памяти, в былинном эпосе как время процветания и славы русской земли, оберегаемой богатырями - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем. Князь Ярослав, при котором Киевское государство достигло зенита, был действительно мудрым государственным деятелем. Киевская Русь широко сообщалась с другими государствами - наиболее тесно с Византией и Скандинавией, а также с Францией, Англией, Германией. Взаимоотношения закреплялись браками многочисленных детей Ярослава с представителями иноземных королевских фамилий.
Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X - первой половине XI века, когда Киевская держава приобрела огромный политический вес. Киев, столицу древнерусского государства, современники называли соперником Константинополя, настолько он поражал своей красотой. В это время Киевская Русь при князе Владимире переняла из Византии христианскую веру (988г.), а вместе с нею и умение строить церкви и писать священные картины-иконы. В своем творчестве они учитывали традиции местного, славянского искусства, особенно традиции замечательного деревянного зодчества. Яркой его приметой были луковичные купола (главы), многоглавость церквей. В начале все сооружения строились из дерева. Для князей - богатые, длинные , в виде бараков - "хоромы". Для более простого люда строились избы. Каменное строительство началось уже при князе Владимире, однако до нас эти постройки не дошли. Так, была построена Десятинная церковь с двадцатью пятью главами, не сохранившаяся до наших дней.
Принятие христианства в 988 году способствовало начавшемуся широкому строительству во многом определившем развитие архитектуры и других видов искусства на Русь. Из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Влияние народного языческого начала обусловило и отличия учеников от своих наставников. Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно. Каменное зодчество на Руси испытало определенное влияние византийской архитектуры. В нем утвердился крестово-купольный храм.
Архитектура – квинтэссенция средневековых представлений о мире и человеке. Храм – символ географического и духовного единства русской земли. Храмы – «маяки», организующие духовную жизнь русского человека. Символика храмовой архитектуры – идея иерархического строения мира. Антропоморфизм древнерусской архитектуры – единение Бога и человека. Софийские храмы Киева и Новгорода – символы единства и многополярности Древней Руси.
В Храме выделяются три части: алтарь, содержащий жертвенник и престол, средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, Притвор – составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток
Алтарь – восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.
Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Уже в одной из самых первых русских каменных церквей – Богородице Десятинной в Киеве – наметились такие нехарактерные для Византии черты: многокупольность (25 куполов). Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы.
Самым древним сооружением древнерусской архитектуры, дошедшим до наших дней, является Софийский собор.
Софийский собор в Киеве
Самым древним сооружением древнерусской архитектуры, дошедшим до наших дней, является Софийский собор в г. Киеве — один из выдающихся памятников древнерусского государства. Гордость Киева - Софийский собор был поставлен в 1037 г. при князе Ярославе Мудром, в память о победе над печенегами, на том месте, где Ярослав разбил вражеские войска.
Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии центром политической и культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Каменное строительство в XI в. велось во многих городах. Софийский собор в Киеве.
Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора (25 глав). Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.
Собор был выложен из тонкого красного кирпича – плинфы, в технике с утопленным рядом (один ряд кирпича выступал из толщи стены, а другой был отодвинут в глубь кладки) с небольшими вкраплениями необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича.
Пролёты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.
Всей своей торжественной праздничностью храм выражал радость победы и стал памятником славы русского народа. Строился храм византийскими мастерами, однако, как говорилось ранее, им помогали русские зодчие, и при строительстве учитывались особенности древнерусской архитектуры. Основной массив храма, заключенный между двумя башнями, был опоясан открытыми галереями. Выложенный из кирпича, красный цвет которого чередовался с полосами розового раствора, и сиявший золотом своих 13-и куполов, храм выглядел праздничным и великолепным. Конечно, в более поздние периоды храм подвергался реставрации и изменил свой внешний вид, но не стал менее прекрасным.
Внешней парадности Софийского собора соответствует и его внутреннее убранство. Блестящие мозаики и матовые, изысканные по цвету фрески сплошь покрывали стены. Полы были выложены из разноцветных камней. Церковная утварь из золота, серебра и самоцветов придавала собору еще большую пышность. Мозаики и фрески, выполненные византийскими мастерами с большим мастерством, выразительность лиц, фигур, строгие ритмические композиции, тонкость цветовых сочетаний до сих пор производят огромное впечатление. Поражает воображение фигура Богородицы - стоящая с воздетыми руками Оранта (молящаяся), воспринималась киевлянами как защитница города. Ее прозвали "Нерушимой стеной", - по народной легенде, до тех пор, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев. Может быть, Оранта потому так близко вошла в мир русского человека, что облик ее и сама поза - оберегающий жест поднятых рук - напоминали древнюю Берегиню славян. Фигура Оранты излучает тепло и силу, она кажется живой -будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Золотой нимб над ее головой ярко светится даже в сумеречной атмосфере собора.
Строгие образы святых смягчаются лучезарными красками: розовые лица, русые волосы, белоснежные, с фиолетовыми тенями, ризы. В росписях в основном изображены религиозные сюжеты, но персонажи не похожи на мучеников, святых, скорее, это прекрасные юноши, молодые воины с правильными, красивыми чертами лица. Особенно запоминается Иоанн Златоуст - это почти портрет одухотворенного проповедника, у которого пламенный интеллект побеждает телесную немощь.
Софийский собор занимал центр города и был самым грандиозным и красивым сооружением, гордостью всех киевлян.
Рисунок Софийского собора
Макет первого Софийского собора в византийском стиле
Современный Софийский собор
Внутреннее убранство Софийского собора
Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде. Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.
Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.
Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.
Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве.
Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света; под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).
Мозаика Софийского собора. Богоматерь. 1037г.
Фреска Софийского собора
Фреска Софийского собора
Архитектура Черниговского и Рязанского княжеств.
Благодаря обширным землям Черниговского княжества, протянувшимся почти через всю территорию Руси с запада на восток и включавшим еще в XI в. даже Тмутаракань (Северный Кавказ), расширялись культурные связи черниговцев. В Чернигове ведется летописание, развиваются художественные ремесла. Чрезвычайно высока была и строительная техника черниговских каменных дел мастеров. Развитие керамики, переход на равнослойную кирпичную кладку, совершенствование строительных конструкций, применение резных каменных архитектурных деталей характеризуют черниговскую школу зодчества. С Черниговом связано новое стилевое направление, использующее в основном не живописные, а пластические формы, берущие начало от образности деталей из камня. Черниговские зодчие стремятся к более целостному, лаконичному образу здания
В конце XII в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек, строятся каменные посадские здания. Благодаря обширным землям Черниговского княжества, протянувшимся почти через всю территорию Руси с запада на восток.
Классическим образцом черниговской архитектурной школы является Борисоглебский собор, выстроенный в 1120–1123 гг. в период княжения одного из сильнейших князей – Давида Святославича.
Новый храм занял ответственное место в детинце по соседству со Спасским собором. Для княжеского собора-усыпальницы была использована шестистолпная схема с раскрытым в основное пространство нартексом. Эта схема предельно упрощена, в ней отсутствует лестничная башня и крещальня. Ход на хоры, расширенные за счет угловых ячеек, выложен в толще западной стены. Видимо, несколько позднее к Борисоглебскому храму были пристроены галерея и притворы.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем предположительно в начале 1030-х гг. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Есть предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.
В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.
Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры. Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.
Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII – XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид. В 1967 году во время реставрационных работ на южном фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ – начала ХІІІ века. С 1989 года собор числится среди кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Арочное обрамление дверных проемов заглублено тремя уступами в кладку, это подчеркивало массивность стены и создавало впечатление необычайной устойчивости храма. Входивших в храм встречали символические образы, корни которых следует искать в языческой мифологии. У западного портала был найден угловой камень. На рельефе изображена с одной стороны хищная вещая птица, а с другой – драконоподобное существо, скорее всего симаргл – мифический хранитель древа жизни. Основываясь на находках в черниговских курганах, можно предположить, что хищная птица имела тотемистическое значение для древних черниговцев. Не случайно впоследствии орел стал гербом Чернигова. На капителях полуколонн попарно расположены грозные пардусы (гепарды) в красивом рисунке растительного переплетения. Они иносказательно, в типичной для средневековья форме, говорили о силе князя, его мощи и непобедимости.
Церковь Параскевы Пятницы.
Конец ХІІ в. Чернигов. На шумном торжище, у ворот окольного града, на рубеже XIII столетия возводится необычный кирпичный храм. Эта небольшая, гордо вскинувшая высоко вверх главу церковь была посвящена Параскеве-Пятнице, которая в языческие времена почиталась как покровительница земледелия, плодородия, здоровья.
Это популярное в народе божество олицетворявшее женское начало в природе, церковь дипломатично причисленных к ликам святых. Пятницкий храм в Чернигове, который, возможно, был создан прославленным зодчим Петром Милонегом, завершает процесс переработки канонической крестово-купольной схемы. Небольшой (около 12x16м) четырехстолпный одноглавый храм имеет необычную, почти центрическую динамичную композицию; его высота в два раза превосходит его ширину. Развитие объемов вверх органично сочетается с конструктивными особенностями. Подпружные арки и части сводов, на которые опирается барабан, приподняты относительно покрытий ветвей «креста». Вследствие этого снаружи средние своды подымаются уступами к барабану, который будто бы вырастает, подобно цветку, из венчика полукружий. Динамичность масс усилена опущенными крайними лопатками. Угловые ячейки храма перекрыты полуцилиндрическими сводами, которые как бы начинают движение криволинейных покрытий с углов к середине фасадов и к центру – главе. Центричность построения объемов акцентируется решением фасадов, представляющих не сумму самостоятельных участков стены – прясел со своими осями симметрии, а целостную композицию, подчиненную одной центральной оси.
Рязанское княжество.
Рязань, входившая до конца XII в. в Черниговскую епископию, в области архитектуры опиралась на опыт черниговских мастеров. Превращение Рязани в середине XII в. в самостоятельное княжество сопровождалось, естественно, строительством каменных зданий. От Старой Рязани, ставшей в XII в. крупным культурным центром с многочисленным торгово-ремесленным населением, с мощными деревоземляными укреплениями и каменными храмами ныне остались лишь гигантские валы и поле, заросшее травой. В 1237 г. войска Батыя захватили город и разорили его. В XIV в. столица княжества была перенесена в Переяславль Рязанский – современную Рязань. Усилиями археологов Старая Рязань была открыта заново, изучены жилища ремесленников, обнаружены фрагменты трех каменных храмов. Большинство исследователей относят постройку двух шестистолпных рязанских соборов к 40–60 годам XII в. Оба они как по планировке, так и по технике строительства достаточно, близки черниговским зданиям. Сходные клейма на кирпичах позволяют предположить, что в Рязани и Чернигове работали одни и те же мастера. Следы полуколонн у лопаток, фрагменты аркатурного фриза, значительное количество резных архитектурных деталей еще раз указывают на стилистическую общность рязанских и черниговских памятников.
К XII веку складываются основные части русского православного храма, которые не менялись в течении последующих столетий.
Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства. Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Специфика искусства Древней Руси заключается в абсолютном преобладании станковой живописи. Русская икона стала такой же классической формой изобразительного искусства, как статуя в Греции и Риме или мозаика в Византии.
|