§20. Украшения в жизни древних обществ. Древняя Греция. Греческая вазопись.
Сегодня мы побываем в Древней Греции, одном из древнейших государств мира, наивысший расцвет которого был более двух с половиной тысяч лет назад. А цель нашего визита – город Афины, который славился своими красивейшими вазами, амфорами, и другой посудой.
Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период, начиная с 2500-х годов до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже бедную хижину. В ней хранились припасы. Она была наградой победителю. Поэтому керамику старались украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции была такой же прекрасной, как архитектура и скульптура.
Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода.
Греческих сосудов очень много. Они разнообразны по форме и по назначению. Сегодня мы познакомимся с основными формами ваз и их декором.
Большая коллекция древнегреческих ваз находится в Эрмитаже (государственном музее в Санкт-Петербурге).
Амфора – длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон для хранения вина и оливкового масла. Их дарили победителям на олимпийских играх.
Кратер – сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками с двух сторон. Эти большие сосуды использовали для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).
Килик и скифос – широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина.
Лекиф – высокие удлинённые сосуды с одной ручкой для хранения оливкового или душистого масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Масло использовали для получения ровного загара. Украшали их изображениями спортивных состязаний.
Гидрия – сосуд с круглым туловом, длинным горлышком, на конце которого Использовался для хранения воды.
Динас – сосуд в виде круглого кувшина без горлышка с множеством маленьких ручек и без них. Использовался для хранения сыпучих продуктов, например зерна. Они были огромных размеров.
Треснувшие горшки не выбрасывали, а обматывали лентами распаренной бересты и они потом ещё долго служили.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения.
Роспись ваз
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на то, что ею постоянно пользовались, а сосуд было красивый по форме, она искусно украшалась росписью. Самые искусные художники украшали вазы орнаментом и сценами из жизни, использовали они для этого черный лак, чтобы было красиво, человеку свойственно стремиться к красоте. Украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.
И форма и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина.
Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые. Такой орнамент назывался ПАЛЬМЕТТА.
Очень распространён был МЕАНДР. В виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.
Наносился и другой орнамент, который называется ВОЛНА. На что похож этот орнамент?
Орнамент Древней Греции смог в наиболее полном и законченном виде художественно выразить главную идею греческой культуры, ставшей великим и драгоценным даром для всего человечества: идею гармонии.
Главную часть сосуда, его тулова занимала картина – сюжетная роспись. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Именно по жанровым, т.е. бытовым картинам историки смогли составить представление о том, как протекала их жизнь, чему они поклонялись, что ценили больше всего. Миф – это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях. Мифы были посвящены Персею, Тезею, Гераклу, аргонавтам…
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” – подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз».
О.Тарутин.
Вопросы для самропроверки
- Как называется геометрический орнамент, которым гончар украшал свои сосуды?
- В чём особенность чёрнофигурной вазописи?
- Чем отличались чёрнофигурная и геометрическая вазопись?
- В чём секрет краснофигурной вазописи?
- Как вы думаете, что значит жанровые сцены? Мифологические сцены?
Практическая работа.
Вы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь представьте себя в большой мастерской, где вы художники и вам нужно расписать вазу. Чтобы работа сладилась в Древней Греции мастера просили покровительницу гончарного дела Афину об удаче.
Внемли молитвам, Афина,
Десницею речь охраняя.
Дай, чтобы вышли на славу
Горшки и бутылки и миски!
Чтоб обожглись хорошенько
И прибыли дали довольно.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выбрать форму для будущей вазы.
2. Выбрать стиль росписи.
3. Выбрать орнамент для ножки и горлышка.
4. Выбрать сюжет для тулова.
5. Выполнить эскиз в цвете.
Виды древнегреческих ваз
|