§17. История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
§17. История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Ты узнаешь, какую роль играет декоративно-прикладное искусство в жизни человека и общества. Декор выявляет место и роль человека в обществе, организует общение людей. Ты узнаешь, как это проявляется в искусстве разных стран и эпох. Это даст возможность наполнить смыслом творческие работы, которые ты сам будешь создавать.
Ты уже знаешь, что с давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже тогда украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.
Зачем, например, разрисовывали свое тело устрашающими узорами воины перед тем, как выступить против другого племени? Конечно, не ради забавы. Нанося узоры, они стремились защитить себя, повергнуть в страх своих врагов.
Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Зачем, просто ради красоты? Нет. Каждый клык в украшении означал убитого зверя. Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы. И отношение к такому охотнику было почтительное, уважительное.
Наверное, не для развлечения носил вождь племени пышный головной убор из перьев, яркие украшения, наносил на тело татуировки. Так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение.
Шотландский король в прошлые века носил семицветную одежду, его придворные надевали костюмы только из пяти цветов, а простолюдины — однотонные. Короли, цари облачались не просто в роскошные и декоративные, а как бы символические одежды. Их костюм подчеркивал, что они — первые лица в государстве.
Великий государь-самодержец всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, унизанные рубинами и изумрудами. Государево облачение состояло из платна — длинного, расширенного книзу одеяния, украшенного круглым оплечьем — бармой с небольшими иконками, выполненными цветными эмалями, с мозаикой из самоцветов, с золотой и жемчужной вышивкой. Поверх его надевался золотой крест.
Не просто тщеславие заставляло царей заботиться о пышности и великолепии своего облика. Царское платье олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства. Облачение царя дополняли скипетр и держава, которые символизировали его власть над миром, а также царский венец. Эти декоративные знаки были знаками державного величия.
Вот, к примеру, царский трон. Сама его форма является украшением, он богато и изысканно отделан. Это отличает его от предметов повседневного быта — скамьи, табурета, стула, кресла. Все они могут быть украшены по-своему, исходя из их цели и условий использования. Однако только трон удостоен особого внимания. Во время торжественных церемоний на него восходит царь или король, и тогда трон обретает высшее общественное звучание. Он олицетворяет силу и могущество государства и того, кто им управляет. Эта идея выражена в декоре, во всем образном строе вещи.
Тебе, вероятно, не составит труда и сегодня по одежде, убранству определить, кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмени какого общества, кто невеста, а кто ее подруга. Или, например, это деловой кабинет, парадная или детская комната. Вообще, здесь праздник или траур. А если представить, что одежды и предметы не выделяют этих ролей, то сможешь ли ты во всем этом разобраться?
Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Украсить — значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.
Эта роль сказывается на всем образном строе вещи — в ритме и рисунке орнамента, в сочетании цветов, в композиции.
Давай постараемся разобраться во всем этом вместе с тобой!