§9. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. «Народный праздник Масленица»
У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведении людей, в их одежде, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.
Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.
Возникли праздники неслучайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работы.
Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а поэтому надевали самое лучшее, парадное: себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики. Торговцы расхваливали товар.
Все в жизни меняется, а праздники остаются. И хотя справляются они сейчас по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни и обычаи, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти праздники составляют необычайность, особенность праздника.
– Какие народные праздники вы знаете? (подумайте, прежде чем читать далее)
В сознании наших предков время было цикличным, а порядок жизни определялся сменой времен года. В дни солнцестояния и равноденствия отмечали традиционные русские праздники, обозначающие календарную смену времен года и изменения в жизни человека. Каждый календарный праздник имел свои обычаи, обряды и символическое значение.
В определенное время сеяли, пахали, косили и жали. Особое место отводилось праздникам. Человек считал себя частью природы и хотел быть участником всех происходящих вокруг событиях. Календарные праздники являлись одним из способов этого участия. В праздниках и увеселениях люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. Они переносились в беззаботный мир радости и веселья.
Каждый из праздников отмечался особым образом.
Глоссарий по теме урока:
Святки – славянские народные праздники зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней, праздновались от появления первой звезды в канун Рождества и д крещенского освящения воды.
Масленица – славянский календарный праздник, обозначающий конца зимы и начала весны. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощеным воскресеньем.
Зелёные святки – славянские народные праздники весенне-летнего календарного периода Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались Семик и Иван Купала.
Последний сноп – народный календарный праздник, посвященный завершению жатвы хлебов, отмечается, как правило – 15 (28) августа. Последний яровой сноп – «пожинальник» – наряжали в сарафан, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол.
Осенины – осенние календарные праздники, посвященные окончанию уборки яровых хлебов и огородных культур, встречи осени. В это время было принято собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Покров – в народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. На Покров день начинались вечерние девичьи посиделки осеннего свадебного сезона. Название праздника связано с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.
Задание: создать тематическую многофигурную (несколько человек) композицию, раскрывающую особенности одного из народных праздничных обрядов – «Празднование Масленицы». Самим подобрать композиционное и колористическое (цветовое) решение. Выполните тренировочное задание.
Русские народные праздники
Дополнительный материал (очень интересный)
Зимнее солнцестояние знаменовало начало нового солнечного года, именно тогда начинались святки. Сколько месяцев в году, столько длились святки – ровно двенадцать дней. Праздновались от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды (19 января). Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них рождественские колядки. Весёлые песни, шумные игры были обязательными элементами празднования святок. Святочные колядки обычно проходили в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник. Небольшие группы девушек и юношей ходили по дворам «кликать коляду», пели особые благопожелательные песни, величали хозяев.
Слово коляда произошло от латинского calendae, что означает первый день месяца. Раньше словом коляда славяне называли Рождество, но со временем значение слова изменилось, и колядками стали называть обрядовые песни, с которыми обходились дома в канун Рождества. Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу со звездою и вертепом (старинный народный кукольный театр), как только наступали сумерки.
Колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган.
Группа колядовщиков останавливалась под окном, и вызывали хозяев на крыльцо такими словами: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» И если хозяева появлялись, начинали благопожелательную песню.
Ряженье было любимой забавой на святки. Это было настоящее театральное действие – игровое переодевание с использованием различных масок. Парни надевали маски или замазывали лица сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти, превращаясь в «страшных наряжёнок» – в животных и нечистую силу. Они, не спрашивая разрешения хозяев, с шумом врывались в избы, хулиганили, плясали, пели «срамные» песни, нарушая покой и порядок честного народа. Девушки рядились «барскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками и заходили только в те дома, где жили потенциальные женихи.
Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая. Пришла коляда. А еще девушки в эту пору устраивали святочные гадания, желая увидеть суженого – ряженого… Девушки устраивали посиделки и гадали различными способами на свое будущее.
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Масленица начиналась в сыропустную неделю православного календаря и заканчивалась Прощеным воскресеньем, перед Великим постом. Все масленичные обряды были посвящены плодородию.
Катание с ледяных горок было любимым развлечением молодёжи на масленицу. Раньше примечали: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». В каждом поселении строились ледяные горки, иногда горки сооружались и на каждой улице. Собирались целой ватагой, усевшись на салазки, шкуры или рогожки молодёжь весело катилась с горки.
В один из масленичных дней в деревню со всех окрестных деревень съезжалось множество упряжек, число их могло доходить до 800. Обычай этот назывался – съездки. Они выстраивались длинной вереницей, ездили по деревне и ее окрестностям вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке и так помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. Заканчивались съездки в Прощёное воскресенье.
Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
В народе каждый день масленицы имеет свое название.
- Понедельник – встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
- Вторник – заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны – просим жаловать».
- Среда – лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
- Четверг – широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.
- Пятница – тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
- Суббота – золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (сестёр мужа). Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
- Последний день Масленицы – прощёное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы – примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы.
Разгуляй – один из дней масленицы. Разгуляй в солнечный денёк на свежем воздухе с песнями, плясками и традицией – сжигание Масленицы (соломенное чучело как символ зимы).
Перед великим постом ели много, уделяя трапезе особое внимание – так люди «проектировали» будущую сытую и достаточную жизнь. Самым главным угощением на масленицу были блины.
В центре всех масленичных событий было сжигание чучела зимы – Масленицы. Чучело, набитое соломой, наряженное в старые одежды при большом народе сжигали. Сжигание чучела напоминало о скором приходе весны.
Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день православной церковью отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.
Христианская Пасха отмечается не по солнечному, а по лунному календарю и поэтому не имеет постоянной даты.
Зелёные святки – праздник летнего солнцеворота.
Зелёные святки – славянские народные праздники весенне-летнего календарного периода Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались Семик и Иван Купала. Обычно в четверг, накануне Пасхи праздновался семик. Семик связывали с поклонением живой природе. Все украшалось живыми цветами и веточками деревьев. В лесу или в роще выбирали самую красивую берёзу и водили вокруг неё большой хоровод. Парни загодя срубают деревце. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Разжигают костер. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают.
День Ивана Купалы. В древней Руси природу и природные стихии почитали и поклонялись им. В день летнего солнцестояния русский народ праздновал день Ивана Купалы, праздник природных стихий огня и воды. Этот праздник был полон волшебства и тайн. Днём обязательно нужно было искупаться в реке или другом водоёме, чтобы очистить душу и тело от всякой скверны. Было принято обливать друг друга водой, даруя духовное очищение. Вечером на берегу реки разжигали большой костёр. Всю ночь люди плясали и играли вокруг костра, а затем прыгали через него: кто прыгнет выше и не испугается – тот весь год будет удачливее и счастливее всех. Еще одно поверье связано с тем, что в эту ночь искали заветную «разрыв – траву» или цветок папоротника. Того кто найдет, будет самым богатым. Травы в ночь на Ивана Купалу обретали чудодейственные силу исцеления, поэтому их активно собирали. Днём девушки плели разнотравные венки, а ночью пускали их на воду и гадали на судьбу.
Осенины – это осенние праздники, которые проходят в октябре.
Последний сноп – народный календарный праздник, посвященный завершению жатвы хлебов, отмечается как правило – 15 (28) августа. Названий он имел разные – «спожинки», «обжинки», «пожинальник». Последний яровой сноп – «пожинальник» – наряжали в сарафан, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол.
Под конец жатвы оставался один не убранный уголок поля, только на один сноп. Его убирали самым последним и обязательно молча, чтобы не спугнуть духа поля. Люди верили, что в последний сноп вселялся дух поля полевик. Полевики оберегали поле: следили за урожаем, оберегали от вредителей, оборачивались проливным дождём. Зимовали полевики в последних снопах, поэтому последний яровой сноп почитали особо. Сноп украшали красочными лентами, одевали в яркий сарафан и торжественно с песнями вносили в дом. У снопа было самое почётное место в красном углу избы, его наряжали в сарафан и вносили в дом, торжественно устанавливая в красном углу избы. Новой весной зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к другим семенам, чтобы будущий урожай был богатым.
Покрова Пресвятой Богородицы традиционно отмечался 14 октября. Пресвятая Богородица считалась покровительницей и заступницей земли русской. Праздник стали отмечать 850 лет тому назад в 1164 году.
В середине октября первый снег, едва покрыв землю и тут же таял, но ночью наступали первые осенние заморозки. В народе говорили: «Октябрь землю покрывает, где листком, где снежком» или «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». По тому какой был день на покров можно было определить какой будет зима. Так, например, если журавли успели улететь до Покрова, то зима будет ранняя и студёная. Печь топили яблоневыми дровами, тогда тепло в доме будет всю зиму. А чтобы из жилища тепло не выдувало пекли тонкие блины – «запекали углы».
Ещё покров называли – «зазимок». Мудрые сказывали: «Зазимье пришло – засидки привело» или «Покров – конец хороводам, начало посиделкам». На Покров в деревнях начинались посиделки. Молодые люди на посиделках присматривали невесту, а девушки показывали все свои достоинства. Каждый, кто приходил на посиделки, что-нибудь приносил с собой: дрова для растопки печи, керосин для лампы, пшено для блинов. Обычно, на посиделках девушки пели песни, частушки и прибаутки, соревновались, устраивая различные потешные игры и забавы. На Покров пекли тонкие блины, как бы «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.
Обычаи празднования передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
|