§7. Праздничный народный костюм – художественный образ.
§7. Праздничный народный костюм – художественный образ
Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя пра-пра-пра-бабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?
Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде. 1905 г.
Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? Образы, которые встречались на полотенцах, ты можешь увидеть в вышивке народного костюма.
Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна. Надевала женщина нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях, например на свадьбу.
На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имели прорези — «окошки» для рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомни Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди.
Вышитая женская рубаха. Русский Север, 19 в.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы» (в которой косили). Она надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
Женская праздничная одежда. Московская губ., 19 в.
В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода — душегрею.
Девушка в праздничном тверском костюме. Начало 19 в.
Вот праздничный девичий наряд: белая с вышитыми рукавами рубаха, шелковый сарафан с узорной полосой и короткая епанечка из парчовой ткани.
В будни голову украшала лента-подвязка, а в праздники — коруна, на конце длинной косы косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца. В таком костюме девушка была очень нарядна: девушка-павушка, белая лебедушка. Вспомните образ Царевны-Лебеди.
Праздничная одежда. Рубаха, сарафан, епанечка. Центр России, 19 в.
На юге России вместо сарафана носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии — знаки воды, образы матери-земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающей дитя.
Праздничная одежда. Рубаха, понёва, передник, навершник. Тамбовская губ., 19 в.
По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду — навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной.
Передник. Изображение всадниц, солярных и растительных символов. Калужская губ., 19 в.
Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю свою душу, кое чувствование красоты природы, щедрость таланта, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.
Она шила, красна девица, Все по плису и по бархату, По узорной красной ленточке, Она шила, красна девица,
Все приданое немалое.
Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству как самое ценное.
Свадебная одежда крестьянки. Вологодская губ., 19 в.
Свадебный костюм — самый нарядный и торжественный. Крестьянская свадьба — особый праздник, насыщенный множеством обрядов. Требовался особый костюм, непременно богато украшенный, несущий в себе волшебную магию красоты.
Нагрудное украшение «ожерелок»
Посмотри, как красиво дополняют свадебный костюм ожерелье, ряды бус и другие украшения. А как великолепен головной убор: он — самая дорогая часть костюма!
Девичий головной убор «повязка». Нижегородская губ., 19 в.
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка.
Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми,— девушки имели право «светить» волосом, т. е. ходить простоволосыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах называли по-разному: кичка рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера. пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. В некоторых местах носили сороку, повойник.
Женский головной убор «колошник» Нижегородской губ, 19.
Рассмотри форму и декор женских головных уборов. Они нередко украшены изображениями солнца, звезд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь»—петух, кика или кичка (утка), сорока. Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.
Женский головной убор «сборник». Вологодская губ., 19 в.
Неизвестный художник. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке. Псковская губ. Начало 19 в.
Женский платок. Русский Север, 19 в.
Посмотри, какое удивительное сходство просматривается между пластической формой фронтона русской избы и верхней частью женского костюма! Они образно связаны с небом, светом. Подол же женской рубахи, понева, а также верхняя часть рубахи выражали своими ткаными и вышитыми узорами идею земли. На них, кстати, те же узоры, что и на полотенце.
Общее в форме фронтона избы и верхней части женского костюма
Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.
Костюм русского крестьянина
Пояса. Курская, Рязанская губ., конец 19—начало 20 в.
Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны — порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд — холщовые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову — шапку из сукна либо войлока.
Выполни эскиз народного праздничного костюма северных или южных районов России. Работу можно сделать в нескольких вариантах.
Сделай макет-игрушку со съемными деталями костюма. Сначала вырежи из картона куклу и детали одежды из бумаги, соразмерные кукле. На вырезанных деталях одежды подчеркни места, которые будешь украшать: ворот, плечи, подол рубахи и т. д.
Рубаху, например, можно «собрать» из разных видов бумаги: переднюю часть из плотной, а рукава из белой сжатой или тонкой, на которые можно приклеить полосы для орнамента.
Работу цветом начни с поиска общего цветового решения, ритмично распределяя цветовые пятна по всей поверхности «одежды». Затем переходи к работе над орнаментом.
Вопросы
Чем отличается народный праздничный костюм от современного?
В чем секрет красоты русского народного костюма?
Какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма?
Как раскрывается мировоззрение наших предков в образе женского праздничного костюма?