§6. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Бумагопластика: изготовление рушника.
§6. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Бумагопластика: изготовление рушника
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал — подзоры, концы полотенец — все было украшено тканым или вышитым орнаментом.
Начиная с 8—9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукомесла, готовили приданое.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.Как нарядно узорочье севернорусских вышитых полотенец!
Полотенце с вышивкой и кружевом (слева) «Солнечная колесница». Фрагмент полотенца. Русский Север, 19 в. (справа)
Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки.
Сюжет вышивки связан с темой «Встреча весны». Об этом говорят изображения птиц, воды (в виде плетенки), растительных элементов, а также солнечные символы.
Встреча весны. Вышивка. Русский Север, 19 в.
Посмотри, как решены фигуры женщины и всадниц на конях— у них угловатые тела, огромные кисти рук, странной формы головы. Ведь это не просто изображение, а знаки орнамента. Обрати внимание на то, как украшены поверхности этих фигур шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полос 'ми, а также на удивительную согласованность цвета. Взгляни, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки — здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин. На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображенных по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Главный мотив вышивки дополняют орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками. Они как бы усиливают содержание образа, подчеркивают его особый смысл.
Пава и березки, вышитые на крае настилальника. 19 в.
Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на своих природных собратьев.
А известно ли тебе, когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, полотенцах? С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось еще время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. Не потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент!
Полотенце. Русский Север, 18 в.
Фрагмент подзора с древом жизни и птицей. Русский Север, 19 в.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
«Солнцеворот». Фрагмент вышивки полотенца. Тульская губ., 20 в.
Обрати внимание, как линия-шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительный контур орла, как швы-узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая ее в нарядное узорочье. Красный цвет, впустив другие цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке.
Орел. Фрагмент подзора. Русский Север, 19 в.
Посмотри, как разрослось в узорах вышивки древо жизни и как по-разному решается этот образ!
Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ — барсов, львов, единорогов.
Барсы. Наплечник женской рубахи. Русский Север, 19 в.
С каким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнена эта многоцветная вышивка с изображением барсов, изукрашенная узорочьем швов! От этой красоты просто невозможно отвести глаза! Сам барс выглядит совершенно не злобным, а скорее сказочным, добродушным существом.
Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.
Древо жизни. Фрагмент полотенца. Петербургская губ., 19 в.
Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни.
Детские работы. Гуашь, бумажное кружево
Задание
Постарайся размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополни его орнаментальными рядами, которые выстрой из ритмически повторяющихся знаков-символов: знаков плодородия, птичек, растительных элементов. Работу можно выполнить восковыми мелками и акварелью, а также фломастерами, тонкой кистью. Из тонкой бумаги вырежи нарядные «кружева» и укрась ими свое полотенушко.
Вопросы
В чем секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?
Попытайся раскрыть особенности художественного языка вышивки на конкретных примерах. Какую роль играют линия-шов, шов-узор в крестьянской вышивке?