7 великих русских иконописцевПомните
традиционную для русского Православия идею о том, что рукой иконописца
движет Бог? Сегодня мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых
перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как
национальной, так и мировой культуры.
1. Феофан Грек (около 1340 — около 1410)
На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один
из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в
Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный
экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона,
генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не
сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи,
сделанные на Руси.
Приехал в Новгород (в
1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в
Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице —
единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время
пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с
Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также
образы пророков Илии и Иоанна.
Спустя двенадцать лет
Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по
росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески
Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их
композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов.
Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор
Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец
Прохор с Городца и Андрей Рублев.
Помимо иконописания
Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия — к
примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные
украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.
Интересный факт: Феофану
Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора
Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых,
изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат
хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона
Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.
2. Андрей Рублев (около 1360 — 1428)
На миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Андрея
Рублева можно назвать самым знаменитым и — в случае, если такое
определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых
монахе-художнике — популярным русским иконописцем, творчество которого
на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского
искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.
До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни
даже имя, данное ему при рождении — Андреем он был наречен уже при
постриге в монашество — однако, скудность фактических сведений о мастере
в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и
яркости.
Самой ранней из известных работ Рублева считается
совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись
Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания
этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже,
совместно с Даниилом Черным, — Успенский собор во Владимире.
Непревзойденным
шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в
первой четверти XV века — одна из самых многогранных икон, когда-либо
созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии
праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.
Интересный факт:
повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая
летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан
Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции,
означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт
совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту
Рублев был уже состоявшимся мастером.
3. Даниил Черный (около 1350 — 1428)
На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество
книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе
Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой
«Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим
отнюдь не исчерпываются.
Даниил Черный был не только старшим товарищем и
наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа
Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником,
отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным
даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и
характером рисунка.
Среди авторских работ Даниила Черного встречаются
как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно
Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также
«Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)
Интересный факт: совместные
работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками
непростую проблему разделения их произведений, интересное решение
которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и
фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых
просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века.
Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым
Даниила Черного можно считать художником старшего поколения,
следовательно и все приметы «старого» иконописания — дело его рук.
4.Дионисий (около 1440 — 1502)
На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя
Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения
московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его
своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое
почетное место в ряду величайших русских иконописцев.
Самой ранней из
известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней
роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре
неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году,
старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с
фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте,
где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески
хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и
Боровском филиале Калужского краеведческого музея.
В 1479 году Дионисий
написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском
монастыре, а еще через 3 года — образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей
греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в
Московском Кремле.
Отдельного упоминания
заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были
написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под
Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием —
фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.
Интересный факт: о
манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся
фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески
никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации,
оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду
и цветовой гамме.
5.Гурий Никитин (1620 — 1691)
На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина) Фрески костромского
художника-иконописца Гурия Никитина — не только пример великолепия и
символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его
времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного
произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости
Никитина — а это приблизительно 60-е годы XVII столетия — приходится
подъем русского монументально-декоративного искусства — и эти тенденции
не обходят стороной молодого мастера.
В непростом для русской церкви 1666 году Гурий
Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи
Архангельского собора Московского Кремля — кисти Никитина принадлежат
изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части
монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4
иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.
Однако, пожалуй, главным «профессиональным
достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи
Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил
группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы — он в
одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали
ученики.
Интересный факт: если
верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин — не фамилия, а
отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера — Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев.
6. Симон Ушаков (1626 — 1686)
На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича,
любимый и единственный иконописец первых лиц государства,
непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном
смысле обозначил своим творчеством начало процесса "обмирщения”
церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей,
бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав
начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.
Многие исследователи
сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов — и именно
по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения —
логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона —
произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской
иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты.
Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он
Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло
теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его
монументальности».
Еще одной важнейшей
исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в
отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На
первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший
перелом в общественном сознании того времени — если раньше считалось,
что рукой иконописца водит сам Господь — и хотя бы поэтому мастер не
имеет морального права подписывать свою работу — то теперь ситуация
меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство
приобретает светские черты.
Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.
7 Федор Зубов (около 1647 — 1689)
На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова.Исследователи русской иконописи
сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление
вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и
непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения
иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.
Как и Симон Ушаков,
Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных
иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал
огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса
Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии,
святителя Николая и многих других святых.
Интересный факт: «жалованным
иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим
жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор
Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело
в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без
средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную
царю.
Дмитрий Меркулов отсюда
|