Мода Бургундского двора
Неизвестный художник: Филипп III Добрый, герцог Бургундии, и его третья жена Изабелла Португальская. 1430 г
В период поздней пламенеющий готики моду создавали не в Париже, а в городе Дижон, столице Бургундии.
Расцвет Дижона связан с правлением бургундских герцогов династии Валуа в XV веке.
Бургундская придворная одежда появилась при Филиппе III Добром (1396-1467) и его преемнике Карле Смелом (1433—1477).
Одежда отличалась богатством. Ее исполненная фантазии отделка вызывала восхищение знати во всей Европе, в дальнейшем, до самого конца XV столетия, служила образцом для подражания и получила название «бургундская мода».
Особым отличительным признаком, регламентированной строгим придворным этикетом бургундской моды, являлось подчеркивание удлиненных и заостренных форм: края одежды выполнялись в виде зубцов; тонкая, высоко зашнурованная талия; устремленный вверх головной убор; обувь с узкими длинными носами; длинные шлейфы и развивающиеся покрывала, а у мужчин — шелковые драпировки на шляпах и плотно прилегающие чулки-штаны.
Подлинные вещи практически не сохранились, но нидерландская живопись 15 века доносит до нас утонченные, сказочные образы.
Рогин ван дер Вейден. Портрет герцога Филиппа Доброго.
В данной публикации в качестве примера этого костюма я хочу использовать картинки игральных карт.
Колода этих карт была создана на юге Нидерландов в 1470-80 годах. Изображения полны символов связанных с охотой.
Символ №1: Охотничий рожок.
Символ №2 : Собачьи поводки.
Символ №3: Собачьи ошейники.
Символ № 4: Силки.
На сайте, где представлена эта колода, говорится, что карты из колоды никогда не использовались для игры и были скорее коллекционной вещью, предметом для любования.
Но как всегда, рядом с восторгом всегда есть осуждение:
«Бог послал эту напасть на нас за грехи наши потому, что тщеславие Франции было велико, и несообразность одежды и разного платья переходила из одной крайности в другую: одни носили платье, имевшее вид зубчатого лоскута, до того короткое, что если одетый в него нагибался, то стоявшие сзади могли видеть его панталоны и то, что ими прикрыто. И панталоны были так узки, что надевать их без посторонней помощи было невозможно. Другие одевались, как женщины, в длинные платья со множеством складок и в штаны, одна половина которых была не похожа на другую; рукава висели до земли, так что эти люди были похожи скорее на шутов, чем на честных людей, а потому и неудивительно, что за подобные безрассудства, превысившие всякую меру, Бог наказал нас бичом своим — королем Англии».
Так автор одной из средневековых хроник периода Столетней войны между Англией и Францией объяснил неудачи Франции в войне.
по материалам с .livemaster.ru |