Групповой портрет некоторых участников костюмированного бала 1903 года
11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля —
грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской
России. В приглашениях, разосланных гостям, основным требованием было
явиться на бал в костюмах XVII века.
До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное
название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в
Санкт-Петербурге времени царствования последнего императора из рода
Романовых.
Предлагаю посмотреть на прекрасно выполненные фотографии 100-летней
давности участников этого шоу знатных особ в великолепных маскарадных
костюмах.
И не забудьте включить музыку - бал все-таки... И.Штраус - Императорский вальс
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а
в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они
отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был
концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского
"Борис Годунов" (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина
Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое
озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После
спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в
Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован
вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в
Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей
присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены
царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в
прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли
танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме
находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея
Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых
стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой
столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.
После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали
до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения
специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под
руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика
Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков:
кавалергарды, конногвардейцы и уланы.
Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на
генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и
кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве
"жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и
Великая княгиня Елизавета Федоровна.
По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля
лучшие фотографы Санкт-Петербурга (Л.Левицкий, Д.Асикритов, В.Ясвоин,
Д.Здобнов, И.Войно-Оранский, Е.Морозовская, М.М.Рейссерти и Е.Флиге,
Ренц и Ф.Шрадер, Ф.Боассон и Ф.Эгглер и др.) выполнили одиночные
портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили
основой для издания в 1904 году подарочного альбома "Костюмированный бал
в Зимнем дворце", содержащего около двухсот изображений. Альбомы
распространялись (за довольно высокую плату) с благотворительной целью, в
первую очередь среди участников бала.
Костюмы дам и кавалеров были не просто роскошными, они были вызывающе
роскошными и вошли, благодаря своей необычности и теми, кто над ними
трудился, в историю костюма и в историю моды. Все драгоценности
настоящие, их делали самые известные ювелирные дома. Эскизы костюмов
выполнял последователь творчества В.М.Васнецова, модный в то время
художник, Сергей Сергеевич Соломко, а шили их ведущие кутюрье того
времени, чьи имена до сих пор являются непререкаемыми авторитетами в
мире моды: Надежда Петровна Ламанова, любимый модельер императрицы
Август Бризак.
Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты
участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного
Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов,
принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и
Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых,
Голицыных, Бобринских), а также из музеев и Музейного фонда, который
существовал в 1920—1930-х годах (туда поступали предметы искусства из
многочисленных национализированных особняков петербургской знати).
Сохранившиеся на вещах маркировки и документы поступления подтверждают
их происхождение.
Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали
костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в Эрмитаже вещами
атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким
образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие
двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на
балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.
Знакомство с фототипиями позволило представить направленность
художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их
реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные
придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы,
горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до
крестьянских сарафанов с душегреями.
Колонный Эрмитажный зал