В истории моды дамские чепчики известны давно. В X-XI веках во Франции
носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи, — именно из них
возникли средневековые чепцы.
Jacques-Louis David
В России они стали известны благодаря реформам Петра I, но, как писал
Пушкин в «Арапе Петра Великого»: «Барыни пожилые старались хитро
сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на
соболью шапочку царицы Натальи Кириловны...» Лишь в царствование
Екатерины II они становятся наиболее популярным головным убором.
Екатерина Вторая. Сменила кокошник на чепец.
А к началу XIX века чепчик является обязательной деталью утреннего
домашнего костюма, который скрыт от глаз посторонних. На балах и при
выезде чепчик можно было увидеть только на пожилых дамах.
Frederick C.
У каждого чепчика было свое собственное название, которое могло быть
связано как с формой: Flugelhaube — «крылатый чепец» — с наставками по
бокам в виде крыльев,так и с каким-нибудь историческим событием либо с именем той или иной известной дамы.
R.van der Weyden - Eine Fraue mit Flugelhaube
В 1836 году «Вестник парижских мод» предлагал своим читательницам чепчик
а-ля Шарлотта Корде «Мы опишем чепчики a la Charlotte Corday: длинные
завязки из шелкового кружева, завязанные назади чепчика и упадают по
плечам, с одной стороны лба приколота роза, которой бутоны падают на
щеки, а с другой стороны — красивый розовый бант, на который склоняется
кружевная оборка с прозрачным узором».
В России замужество в конце XVIII — начале XIX веков сопровождалось
некоторыми изменениями в гардеробе. Современница Пушкина М.А. Волкова
писала: «У матушек страсть выдавать замуж дочерей, хорошо ли, худо ли —
лишь бы только пристроить, а дочки всячески стараются надеть чепчик, что
зачастую дорого им обходится». Таким образом, чепчик становится в
определенной степени символом нового положения женщины в обществе —
замужней дамы.
Кипренский - Портрет Авдулиной
Чепец Shlafhaube представлял из себя обыкновенный ночной чепчик, который носили и в течение дня.
Emilio Sala y Frances (1850-1910) - Tea Time
Парадный чепец а la vielle — «старушечий» — обычной круглой формы, с оборочками, большим бантом под подбородком.
Ferdinand Georg Waldmüller - Mutter des Hauptmanns von Stierle-Holzmeister, 1819
На страницах воспоминаний Е.П. Яньковой встречается описание одной
барыни: «Одевалась она на свой лад: и платье, и чепец были по особому
фасону. Чепец тюлевый, с широким рюшем и с превысокой тульей, которая
торчала на маковке...»
Одно время в моде были головные уборы, украшенные цветами. Так, журнал
«Московский Телеграф» в это время писал: «Цветы, украшающие нарядные
чепчики, все еще как будто скрыты в уборки оных. Узелок чепчика бывает
на стороне».
Priscilla, Lady Burghesh, Bust Length in a Black Dress and Bonnet with Flowers, 1820
В седьмом номере «Московского Телеграфа» за 1825 год было дано описание
чепчика a la rosiere: «Новомодный нарядный чепчик a la rosiere, делается
из белого креп-крепе с гирляндой розовых цветов».