Реалистические
черты стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, возникшей в
XII—XV веках и распространившейся по всей Европе. Название «готика»
условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков
Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя
искусство Средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. После
того как в XIX столетии появилось понятие «романское искусство»,
готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового
искусства в Западной Европе — с конца романтики до начала эпохи
Возрождения. Готика была порождена теми динамическими процессами в
жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину XII—XIV
веков. Это было время апогея в развитии феодального общества Западной
Европы. В XIII веке издаются первые законы, ограничивающие пышность
одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы,
регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к
определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в
выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например,
бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды,
длинные шлейфы и т.д. Рыцарство, до этого времени задававшее тон в
культуре, еще находило возможность проявлять себя в длительных войнах и
различных воинских забавах, однако постепенно сходило со своего высокого
пьедестала, растрачивая силы на междоусобицы и рыцарский разбой.
Набирал силу здоровый реализм в жизни и обычаях, в искусстве и
культуре; вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось
мечтательной аскезой, религиозным фанатизмом и идеологическими поисками,
выразившимися в различных ересях. Все эти противоположности не замедлили сказаться в коренном изменении одежды и многообразии ее форм. В
это же время с развитием портновского искусства усложняется технология
изготовления одежды. В одежде Западной Европы, и прежде всего во
Франции, начинается подлинное «господство ножниц»: закладываются основы
кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Умение
кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого
станка. То, что ранее едва отваживалось проявиться — подчеркивание
тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление
частичного обнажения окутыванию, — теперь с полной определенностью
производится посредством одежды, то есть появляется «мода» в современном
смысле. В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые
первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда
очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают
шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через
голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и
снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное
значение.
С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть
разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для
постоянной носки. В костюме появляется воротник. Усложнение кроя
позволяет расчленить объем и тем самым создавать костюм, подчеркивающий
фигуру. В женском платье наблюдается членение на лиф и юбку. Характерной
чертой силуэта одежды ХШ и XIV веков становятся вытянутые готические
пропорции. Особенно же заметным влияние готики на костюмы стало в XV
столетии. Костюмы по своим формам становятся все разнообразнее. В
XIV веке в мужском костюме появляются два модных направления: короткая и
длинная одежда. Одни носят свободное и длинное, другие (чаще всего
молодежь) — узкое и короткое. Нижней мужской одеждой всех классов
по-прежнему была камиза. Сверху надевали котт, доходивший теперь до
середины икры или до щиколотки. Однако к середине XIV века он вышел из
моды. Модным стал пурпуэн — короткая куртка с узкими рукавами, к которой
крепились штаны-чулки, существовавшие как одно целое в виде сквозных
тесно прилегающих паголенков. Щеголи носили пурпуэн с длинными,
свисающими до пола декоративными рукавами. Кроме пурпуэна у знати в
моде были два верхних кафтана — котарди и блио. Котарди — узкая одежда,
доходившая до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими и
широкими, в виде крыльев. Блио — отрезной по талии кафтан с узким лифом и
пышными полами, не сшитыми по бокам. Блио обычно шнуровали сзади. В
этот период у всех классов был в ходу нарамник — тип плаща, состоявший
из куска ткани, согнутого пополам и имевшего на месте сгиба отверстие
для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и
короткими. Сшитый в боках нарамник превратился в одежду, называемую
сюрко. Сюрко иногда имело ложные рукава либо просто проймы. Модным был
короткий плащ — табар, с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву
рукавами. Этот вид одежды являлся обязательной принадлежностью костюма
герольда, пажа.
Женский костюм состоял из котт и камизы. У котт был узкий верх,
шнурованный сбоку или сзади, и широкая за счет боковых клиньев юбка. С
XIII века талия стала удлиненной, а юбка приобрела шлейф. В юбку иногда вшивали спереди кусок собранной в сборку ткани, так как считалось модным драпировать ткань на животе. Женщины
всех сословий носили накладные нарамники, иногда длинные, иногда
укороченные до середины икр. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и
круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой. Обувью
мужчинам служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков.
Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века
обувь феодалов, так называемый пигаш, приобрела настолько удлиненные
носки, что иногда они достигали 50 см. Женская обувь была схожа с
мужской — с заостренными носками. Однако наибольшее значение
придавалось формам головных уборов. Мужчины носили прежний средневековый
капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Обычно он был пришит к
плащу или куртке. Капюшон-воротник, как и ранее, прикрывал голову и
плечи и мог застегиваться спереди; со временем край воротника сзади
удлинился и стал свисать сзади, а иногда мог даже опускаться ниже пояса.
Распространенным головным убором, который носили женщины всех слоев
населения вплоть до XV века, был горж. Он напоминал сшитую из ткани
трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Носили женщины также
вилообразный, или «двурогий» чепец с ниспадающим покрывалом или с
широким свисающим краем. Плотно прилегающая мужская куртка, ватная
подкладка на груди, спине и плечах, туфли с длинными узкими носами,
длинная верхняя одежда с рукавами наподобие колокола, длинные шлейфы
женских платьев, глубокие проймы сюрко, высокие «двурогие» чепцы, без
сомнения, были изобретены французами. Но развить эти формы до
неслыханного великолепия и совершенства было призвано герцогство
Бургундия, которое во второй трети XV века превосходило в политическом и
культурном отношении ослабленную войной Францию. При Филиппе III
Добром (1396-1467) и его преемнике Карле Смелом (1433—1477) появилась
собственно бургундская придворная одежда. Ее богатство, а также
исполненная фантазии отделка вызывали восхищение знати во всей Европе и в
дальнейшем, до самого конца XV столетия, служили образцом для
подражания и получили название «придворных бургундских мод». Иногда этот
период в истории костюма называют также «карнавалом мод» благодаря
бесконечной смене разнообразных форм костюма. Особым отличительным
признаком регламентированной строгим придворным этикетом бургундской
моды являлось подчеркивание удлиненных и заостренных форм: края одежды
выполнялись в виде зубцов; тонкая, высоко зашнурованная талия;
устремленный вверх головной убор; обувь с узкими длинными носами;
длинные шлейфы и развевающиеся покрывала, а у мужчин — шелковые
драпировки на шляпах и плотно прилегающие чулки-штаны. Если не
считать придворного церемониала, для которого были предпочтительны в
основном темные, приглушенные тона, одежда богатых горожан была
роскошной, даже подчас эксцентричной. Носили дорогие узорчатые материи,
затканные золотом, меховые оторочки и богатые украшения, среди которых
встречались даже бубенцы и колокольчики. Мужской костюм периода
«бургундских мод» создавался в кругу феодалов, и в нем подчеркивалось
явное пренебрежение к труду: костюм был неудобным, то широким и длинным,
то узким и коротким. Иногда верхняя одежда была настолько длинной, что
полы ее волочились по земле, а вошедший в это время в моду жакет имел
часто рукава с разрезами, в которые продевали руки, в результате чего
сами рукава играли чисто декоративную роль и спускались вдоль фигуры. Мужчины
носили также короткую, плотно прилегающую подпоясанную куртку со
стоячим воротником и надставленными полами, собранными в складки.
Разрезы на рукавах позволяли видеть полотняную рубаху. Плечи, грудь и
спина куртки были подбиты ватой. Особенно бросалась в глаза
фантастическая головная повязка типа тюрбана из тонкой шелковой ткани.
Пестрота тканей и отделка одежды бубенцами даже вызывала возмущение
среди духовенства. Женский костюм периода «бургундских мод», так же
как и мужской, отличался удлиненным силуэтом. Это впечатление
достигалось сочетанием укороченного лифа, длинной неширокой юбки и
высокого головного убора. Причем неширокая юбка была спереди несколько
укорочена, а сзади имела шлейф. Длина шлейфа была строго
регламентирована и зависела от положения женщины в обществе. Так,
королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть равен 45 см),
герцогини, принцессы — в 8 локтей, и т.д. до одного локтя. Любимым
головным убором знатных женщин был эннен. Высота его зависела от степени
знатности. В таких одеждах у женщин была типичная осанка, плавно
прогнутая линия тела в форме буквы S.
Влияние
позднеготической моды, доведенной бургундским двором до высшей степени
элегантности, естественно, ощущалось в соседних странах, в первую
очередь в Германии. Особенно охотно заимствовались элементы новых форм
одежды в землях, лежавших в нижнем течении Рейна и на юго-западе. На
многочисленных гобеленах, картинах, стенных росписях, книжных
миниатюрах постоянно встречаются детальные изображения модных элементов
одежды и аксессуаров, в большинстве случаев обнаруживающие их
бургундское происхождение. У женщин и девушек это длинные рукава верхней
одежды — конические в виде крыльев, узкие рукава нижней одежды с
воронкообразным раструбом, начинающимся на запястье и доходящим до
основания пальцев; у мужчин — шелковая головная драпировка с зубчатыми
краями или короткая одежда с подбивкой, со стоячим воротником и такими
же разрезами на рукавах, как у женщин. Они носили низко сидящий
широкий металлический пояс с подвешенными к нему бубенцами, ножами,
кошелями или оружием с коротким лезвием. Излюбленной обувью служили
башмаки с длинными острыми носами, которые в сочетании с зубчатыми
краями одежды и изящными висячими украшениями соответствовали
остроконечным формам позднеготической архитектуры и скульптуры.