В
каролингский период развитие роскоши во Франции дошло до очень высокой
степени. В большом употреблении были шелк и меха: куница, выдра, котик,
белка, горностай и ласка. Их носили женщины и духовные лица; были в ходу
также шапки, подбитые мехом. В литературе упоминаются следующие
одеяния.
Короткий
плащ, берущий свое начало от каракаллы; он был и очень простым, и очень
богатым; носили его как духовные, так и светские лица, мужчины и
женщины; туника, вытканная из льна или саржи; theristrum или chainse - род кофты; камиза - рубашка; перчатки с пальцами или без пальцев; платки (manipulus).
Карл
Великий издал несколько строгих эдиктов против роскоши, и сам подавал
пример простоты. У одного из сенгалльских монахов мы находим рассказ об
охоте во время которой император «дал сопровождавшим его вельможам урок
простоты»:
«День был холодный и дождливый. На Карле было платье
из овечьей шкуры. Гранды, прибывшие из Павии, куда венецианцы привезли
из-за моря всевозможные богатства Востока, были в одеждах из перьев
финикийских птиц, окаймленных тирским пурпуром и бахромой из кедровой
коры. Некоторые одежды были отделаны блестящим мехом. С охоты они
вернулись в самом жалком виде: их платье, мокрое от дождя, было
разорвано колючками и терновыми иглами и запятнано кровью убитой дичи.
Как
только они приблизились к огню, их одежды съежились и совершенно
расползлись. Карл, отличавшийся остроумием, сказал прислужнику: «Выжми
наше платье в своих руках и принеси его обратно». И затем, показав
присутствующим принесенное обратно совсем крепкое и чистое платье,
заметал: «Скажите, какая одежда более полезна и ценна? Моя ли, которой
грош цена, или ваша, стоящая несколько талантов?»
Тот же самый
автор сообщает нам, что преемники Карла Великого, по крайней мере те,
которые царствовали до Карла Толстого, оставались верными этой простоте.
Эгингард
оставил нам описание костюма Карла Великого. «Этот костюм, - говорит
он, - был национальным франкским костюмом. Карл носил на теле льняную
рубашку и такие же штаны; поверх этого он надевал тунику, обшитую
шелковой бахромой, а на ноги - узкие чулки с перевязью и сапоги. Зимой
он носил еще полукафтан из куньего или выдрового меха; поверх него он
надевал венетский плащ и всегда был опоясан мечом с серебряной или
золотой рукояткой и перевязью. Иногда, в торжественных случаях или для
приема депутатов, он надевал более парадный, украшенный драгоценными
каменьями костюм.
Ему не нравились одежды иностранцев, и он их
никогда не носил; только однажды, будучи в Риме, по просьбе Папы Адриана
и затем его преемника Папы Льва, он позволил надеть на себя длинную
тунику, хламиду и римскую обувь. В большие праздники он носил одежду,
вышитую золотом, и сапоги, украшенные драгоценными каменьями; его плащ
прикреплялся золотым аграфом, а на его голове сверкала золотая,
украшенная драгоценными каменьями корона; в обыкновенные дни он носил
самый простой костюм, мало отличавшийся от простонародного».
О
военном одеянии времен Карла Великого мы также находим сведения у
сен-галльского монаха. «В рядах солдат, - говорит он, - показывается
Карл, этот железный воин; на голове его железный шлем, на руках железные
перчатки, его железная грудь и мраморные плечи защищены железным
панцирем, в левой руке он держит железное копье, правая рука покоится на
непобедимом мече. Его бедра стянуты железной перевязью, между тем как
другие воины избегают даже ременной. Его обувь тоже из железа, такая же.
какую носит все его войско. И щит его железный. У всех окружающих
монарха такое же вооружение, как у Карла».
Историки сообщают нам, что у Людовика Благочестивого был тот же характер, что и у его отца.
О
Карле Лысом до нас дошло меньше сведений. Кажется, он предпочитал
одеваться по греческой моде, но это странное убранство не нравилось
франкам.
Во время второй династии волосы все стригли коротко, по
римскому обычаю: длина волос перестала иметь сословное значение.
Королевскими регалиями служили золотой скипетр и держава, плащ и корона,
с которой свешивались по обеим сторонам жемчужные нити. Полудаментум,
большой плащ, голубого или белого цвета, длинный сзади и короткий с
боков, был символом королевского достоинства. Зимой франки надевали
поверх туники довольно длинный меховой жилет.
Вооружение франков
состояло из брони, рода панциря, носимого между двумя туниками, и
корсета с металлической чешуей или пластинками. Кроме того, они носили
иногда кольчугу, металлическую сетку с железными наплечниками,
защищавшими плечо. На ногах у них были кожаные или металлические гетры.
Это
вооружение дополнялось тяжелым гуннским мечом с обоюдоострым клинком и
металлическим шлемом. Когда при Людовике Благочестивом крестился датский
король Гарольд вместе с женой, детьми и всей свитой, то на нем была
хламида, украшенная вышивками и драгоценными каменьями.
Людовик
опоясал его своим собственным мечом; к обеим его рукам, по свидетельству
современника, были прикреплены золотые цепи; ремни, украшенные
драгоценными каменьями, обвивали его бедра; на ногах у него были золотые
сапоги, а на руках - белые перчатки. Его супруга получила от королевы
Юдифи тунику, сплошь расшитую золотом, повязку ожерелье, золотой ободок
на шею, браслеты, несколько гибких обручей для бедер и золотую шапочку.
Женский
костюм в это время состоял из двух туник или платьев: нижней - узкой и
длинной с узкими, застегнутыми у кисти рукавами, и верхней - широкой и
сравнительно короткой; последняя была с длинными рукавами, срезанными на
локте. Та и другая были украшены обычной отделкой, как на равеннских
мозаиках. Кушак подвязывался под грудью; концы его падали спереди;
обыкновенно он был очень тяжел вследствие большого количества украшений
из драгоценных каменьев. Вышитая вуаль покрывала голову.
Этот
костюм, несмотря на все свои украшения, в общем имел очень строгий вид.
Вуаль была до такой степени широка, что служила плащом, закрывала всю
фигуру и скрывала все формы. Только лицо было открытым; чувствуется уже
влияние христианства.
При Меровингах и Каролингах придворная франкская знать подражала римской и византийской моде.
Галло-римляне,
германцы и другие народности резко отличались от франков. Но вскоре эти
различия более или менее сглаживаются, и во времена феодализма и
династии Капетингов во Франции появляются новые формы костюма.