Одно из самых важных преимуществ этого способа озеленения зданий –
отсутствие традиционных для современных висячих садов лотков и горшков с
землей, которые крепятся вверху на стенах. Благодаря разработанной
Патриком Бланком системе высотного орошения, вес вертикального сада
сводится к минимуму. Средняя толщина «зеленой» стены не превышает
нескольких сантиметров, а ее квадратный метр весит не более 30 кг.
Как ведущий сотрудник Национального исследовательского центра
Франции, месье Бланк скрупулезно изучил тропические леса Малайзии и
Таиланда и пришел к выводу, что более двух тысяч растений могут
укореняться и жить на скалистых склонах гор с минимальным количеством
влаги, минеральных веществ и освещения. Именно это открытие подтолкнуло
его к мысли о создании вертикальных садов на стенах зданий современных
городов.
Питер Бланк начал проводить свои первые опыты в возрасте 12 лет.
Будучи подростком, он экспериментировал с цветами, которые высаживал на
обычной клумбе возле дома. Со временем, французский ученый начал
проводить более серьезные исследования с различными растениями и
минералами. Затем была учеба в парижском университете и работа в
национальном исследовательском центре, которой он посвятил более 25 лет.
Но главным место реализации его оригинальных идей стал собственный
дом, со временем превратившийся в оазис тропических джунглей близ
Парижа. Одноэтажное жилище Патрика Бланка – это одновременно чудесный
сад, рабочая лаборатория и уникальная коллекция экзотических растений,
прекрасно гармонизирующих между собой. Здесь нет внутренних дверей, из
комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени
прыгают зелено-голубые малазийские лягушки, а в одном из тенистых углов
притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.
В отличие от уже известных методов озеленения с использованием таких
неприхотливых и невзрачных растений как плющ и виноградная лоза, работа
месье Бланка – это настоящее садоводческое искусство. Его «изюминка»
состоит в том, что, высаживая в один квадратный метр несколько десятков
различных растений, дизайнер создает высокохудожественные композиции,
напоминающие картины тропических пейзажей. При этом месье Бланк
незыблемо соблюдает одно из главных правил – никогда не повторяться.
Rue d’Alsace, Paris
В самом начале своей карьеры Патрик Бланк даже и подумать не мог о
возможной взаимосвязи ботаники и дизайнерского мастерства. Придуманная
им система вертикального крепления и выращивания растений стала
революционным открытием в сфере современного декора. Впервые месье Бланк
выступил с наглядными примерами реализации своих идей в 1994 году во
время парижского фестиваля ландшафтного дизайна. Его экспозиция с «живой
стеной» из экзотических садовых растений привлекла внимание сотен
специалистов и сразу же была охарактеризована как образец развития новой
тенденции в искусстве декорации.
Заказы на озеленение зданий по системе Бланка начали поступать не
только от владельцев частных резиденций, но и от именитых архитекторов и
декораторов, таких как Ренцо Пиано и Андре Путман. Например, по просьбе
последнего, Патрик Бланк внес свою лепту в «зеленое» оформление
ресторанной зоны отеля Pershing Hall и создал под его куполом
30-метровый лиственный каскад из папоротников, белых гвоздик, ирисов и
бегоний, после чего эта гостиница превратилась в одну из самых модных и
посещаемых в Париже.
Taipei Concert Hall
Pont Juvénal, Aix-en-Provence
Стоимость зеленых шедевров Патрика Бланка трудно оценить навскидку,
ведь в каждой композиции применяется различный ассортимент растений,
создается оригинальный рисунок, да и размеры существенно отличаются. Сам
же дизайнер оценивает свою работу в среднем из расчета 500 евро за 1
квадратный метр сада. При этом он подчеркивает, что содержание
«вертикальной» оранжереи не потребует больших расходов: биологическая
система развивается сама по себе, достаточно лишь следить за ее
своевременной подпиткой.
Сегодня вертикальные сады Бланка украшают фасады административных
зданий, ресторанов, паркингов, шопинг-центров, музеев, фешенебельных
бутиков и отелей всего мира. Став неотъемлемым элементом парижского
дизайна, «живые» стены можно увидеть в офисах международных компаний и
банков. Французское посольство в Дели, эксклюзивные бутики на Манхеттене
и в Париже, торговый центр в Бангкоке, музеи современного искусства во
Франции, Бразилии и Японии – все это лишь неполный перечень мест, где
можно полюбоваться творениями Патрика Бланка.
Самым грандиозным проектом французского ботаника-декоратора является
оформление музея Ке Бренли в Париже в 2006 году. Месье Бланк создал
удивительный живой гобелен общей площадью около 800 квадратных метров из
15 тысяч растений 170 различных видов. Искусственные джунгли
раскинулись по стенам музея, изменяя свои очертания в зависимости от
угла освещения.
Музей du quai Branly, Париж
Патрик Бланк не собирается останавливаться на
достигнутом. В его планы входит реализация целого ряда новых проектов в
Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и
Франции.
Испытывая острое желание максимально озеленить современные
урбанизированные территории и превращая бетонную серость мегаполисов в
произведения дизайнерского искусства, сам месье Бланк очень скромно
характеризует свою работу. «Я просто стараюсь примирить город с природой», – говорит он.
Athenaeum Hotel, London
Фонд Картье
Торговый центр в Бангкоке
Лиссабон
Брюссель