"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. Они молчали, перекидываясь изредка короткими фразами. Что-то заставило Воланда повернуться к круглой башне на крыше, что была у него за спиной."
(c) М.Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Дом Пашкова — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, принадлежащее Российской государственной библиотеке.
Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVIII в. И. Рихтер. Не удивительно: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад, устремленный вверх четырехколонный портик дворца, вазы над ним. Венчает здание беседка-бельведер. Все здание кажется ажурным, легким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной чугунной оградой разбит сад. В нем - два каменных бассейна. Между ними - фонтан, редкие иноземные птицы (китайские гуси, попугаи разных пород, белые и пестрые павлины) гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках. Перед домом и садом любили постоять горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно при коронационных торжествах! Иногда в саду играли собственные крепостные музыканты. Бывали в "замке" и театральные представления.
Пашков дом, так еще называли это архитектурное чудо, был построен по заказу отставного капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, сына денщика Петра Великого Петра Егоровича Пашкова, купившего дорогую землю вблизи Кремля, в 1784-1786/1787 гг. Споры по поводу зодчего, построившего дворец на Ваганьковском холме, велись издавна, так как документов, подтверждающих авторство, не сохранилось. Но большинство специалистов склоняется к тому, что автором этого чуда был знаменитый русский зодчий Василий Иванович Баженов, воспитанник Славяно-греко-латинской академии, университетского пансиона, член Академий художеств в Болонье и Флоренции, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств.
Но письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, это устная традиция и архитектурная баженовская манера.
Ж. Делабарт. «Пашков дом», литография, XVIII в.
В 1812 г. во время московского пожара дом сильно пострадал. Все интерьеры баженовского строения выгорели. Восстанавливали дом уже архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников. Большие деньги, хотя строение тогда было частным, выделила на его восстановление казна, ибо дворец был лицом Первопрестольной, ее гордостью, ее красой. Внешний вид дома после пожара изменений практически не претерпел.
Первый владелиц дома умер бездетным. Жена ненадолго пережила супруга. Все владения Петра Егоровича перешли к его двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову, который расширял и украшал дом. С 1831 г. последней владелицей дома была внучка Александра Ильича Пашкова, по мужу Полтавцева.
В 1839 г. Пашков дом, по высочайшему повелению, был приобретен для Университетского дворянского института, а с 1852 г. в Пашковом доме помещалась Московская 4-я гимназия, которая находилась в ведении попечителя Московского учебного округа.
В 1861 г. здание перешло к Московскому публичному и Румянцевскому музею.
Пашков дом поддерживался, реконструировался, перестраивался на протяжении всей своей музейно истории. Среди архитекторов, внесших свой вклад в поддержание и перестройку интерьеров дома Пашкова можно назвать имена Н.В. Дмитриева, К.К. Рахау, Л. В. Даля (сына создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»), Н. В. Н.Л. Шевякова.
Вот пример хозяйского отношения руководства Музеев к доверенному богатству и одновременно горячего, щедрого отклика жителей Москвы на призыв о помощи. Директор музеев В.А. Дашков, обеспокоенный крайне обветшалым состоянием их зданий, в 1870 г. писал министру народного просвещения, что средств, отпущенных министерством (7226 рублей 50 копеек) для исправления этого положения явно недостаточно, и что ввиду этого он "вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца Захарова". И Захаров не только помог реставрировать внешний вид Пашкова дома, но и создал кабинет при хранилище рукописей, построил помещение для канцелярии, квартиру смотрителя музеев и казарму для служителей. И все это своими материалами и мастерами. По представлению директора музеев император пожаловал Алексею Захарову золотую медаль с надписью "За усердие".
Флигели Пашкова дома были построены позже самого дома. В левом флигеле в 1860-е гг., в нижнем этаже со Знаменки находилось минералогическое отделение Музеев и некоторые запасные помещения. На среднем этаже над парадной лестницей помещалась библиотека. Над минералогическим отделением и запасными помещениями располагалось отделение этнографическое.
В 1870-е-1880-е гг. на месте минералогического отделения был расположен читальный зал, в котором сначала было 80 мест, потом, после перестроек зал был расширен сначала до 120 мест, а потом до 180.
После открытия в 1915 г. нового двухсветного читального зала на 300 мест (позже зал был расширен за счет использования антресолей до 500 мест) в центральном здании Пашкова дома, на месте прежнего читального зала расположилось книгохранилище. В 1914 и 1926 гг. строятся книгохранилища. В 1914 г. пристраивается здание картинной галереи с «Ивановским залом» (Александр II в 1861 г. подарил Музеям картину А.А. Иванова "Явление Христа народу". В 1916-1919 гг. выстраивается и оборудуется Кабинет Л.Н. Толстого (архитектор В.А. Веснин).
В 1921 г., в связи с поступлением в Музей после революции более четырехсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нем осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку имени. В. И. Ленина, а само здание было отведено под отдел редких рукописей.
В 1925-1927 гг. проводилась реставрация реставрации Пашкова дома, в которой приняли участие архитекторы и художники А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский. А в 1930-х годах архитектором М. Долгановом была сооружена ныне существующая знаменитая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой.
Увы, также при расширении Моховой была снесена ограда дома и вырублен сад, когда-то так восхитивший Рихтера.
В 1986 при стоительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. Все отделы Ленинки вынуждены были освободить здание.
Реконструкция из-за постоянной нехватки средств затянулась до 2007 года.
По материалам сайтов:
http://leninka.ru/?f=130
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F...%B4%D0%BE%D0%BC
http://www.retromoscow.narod.ru/mos...future_008.html