Московский Кремль. Храм Василия Блаженного. Часть 1
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, −
так звучит его каноническое полное название.Этот собор по праву
считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И
дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в
память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто
необыкновенно красив На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI
веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно
был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль
Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его
месте – советский некрополь и Мавзолей. .
Н.Дубовский
В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного
исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
в России.
Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей
России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации.
Версии о создании
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана
Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.
Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий,
архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу
Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных
архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела
Зворыкин.Борис Годунов
По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским
мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть
сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль,
сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского
зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого
чёткого документального подтверждения .
К.Коровин
Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по
приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного
храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть
ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора
участвовал в создании Казанского кремля
Храм Василия Блаженного на гравюре XVII века.
Собор в конце XVI — XIX вв
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для
устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные
проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой
самостоятельный храм с отдельным входом
.
В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.
Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли
существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую
галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами
возвели крыльца, украшенные шатрами.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были
расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году,
а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми
украсили фасад собора.
Реставрация
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили
Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились
ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории
памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с
эстетическими идеалами каждого века
В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя архитектора
Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по
восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так называемого
«Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные ремонтные работы
были осуществлены в соборе по повелению Екатерины II в 1784 — 1786 гг.
Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В 1900-е — 1912 годах
реставрацию Храма осуществил архитектор С. У. Соловьёв. В 1920-е годы
ремонтно-реставрационные работы в храме проводили архитекторы Н. С.
Курдюков и А. А. Желябужский
Советские годы. Музей
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников
культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и
мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым
смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы
собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала
крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн
Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе
В 1923 году было принято решение о создании в соборе
историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный
сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для
посетителей. Началось активное комплектование фондов
Экспонаты музе
В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом
Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные
реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти столетие,
музей всегда открыт для посетителей.
Он закрывался только один раз — во время Великой отечественной
войны. В 1929 году в храме были запрещены богослужения, и были сняты
колокола. В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал
разрушения. Cразу же после войны приступили к систематическим работам по
восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день празднования
800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел широкую
известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея
и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были
возобновлены богослужения
.Структура храма
Купола собора
Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа Господня в Иерусалим (зап.) Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.) Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней.
Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань:
Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
Входа во Иерусалим,
в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября),
свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября),
Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
Григория Армянского (30 сентября) .
Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними)
увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над
ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери,
завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены
общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и
внутренними сводчатыми переходами.
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел,
освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого
находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору
второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает
придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был
погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь
Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В
1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916
году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского
чудотворца. В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены
асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная
обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись
снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770
году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во
Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время
Александровского собора.
Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн
Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 года.
Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины
Первый этаж
Подклет
«Богоматерь Знамение» в подклете
В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и
галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких
помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты
сводами. Высота помещений — около 6,5 м.
Покров
Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый
свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены
прорезаны узкими отверстиями — продухами. Вместе с «дышащим»
строительным материалом — кирпичом — они обеспечивают особый микроклимат
помещения в любое время года.
Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие
ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от
которых теперь сохранились петли
.
Оклад Покрова
До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество.
В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери
по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные.
Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации
1930-х гг. была обнаружена потайная лестница.
В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них —
икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для
Покровского собора.
Также экспонируются две иконы XVII в. — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы,
расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В
XVIII—XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.
Церковь святого Василия Блаженного
Сень над могилой Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над
захоронением св. Василия Блаженного. Стилизованная надпись на стене
повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по
повелению царя Федора Иоанновича.
Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим
световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с
главами верхних церквей собора
.
Оранта
Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала
строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в
барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный,
Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты. На
западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы».
В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего
дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы
Ирины.
На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия
Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен
украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. Иконостас
был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы
написаны под руководством знаменитого московского иконописца и
реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на
престоле».
В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь
Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля
и Красной площади» XVIII в.
Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.
На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная
на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского
круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)
Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.
Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX
в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в
день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви во зобновили воскресные
и праздничные богослужения.
|