Московский Кремль. Храм Василия Блаженного. Часть 2
Второй этаж
Галереи и крыльца
Крыльцо
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная
галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в.
застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные
проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её
с внутренними переходами.
Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная
галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине
XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе
появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась.
В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном
участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в
сочетании с растительным орнаментом. Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично
дополняют декор . Портал сохранён в своем первоначальном виде, без
поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали
выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий
декор выполнен резьбой на месте. Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над
проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в.,
которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия
выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.
Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились
кирпичи XVI в. — более темные и устойчивые к стиранию, чем современные
реставрационные кирпичи.
Роспись галереи
Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком.
Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства
перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым
раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из
фигурного кирпича. На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах
воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер
нарисованных кирпичей соответствует реальному. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие
внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города
церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки
крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры»,
хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры
посетителей. На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в
Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения
входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе
посвящений собора.
Церковь Александра Свирского
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского
. В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна
из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на
Арском поле .
Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание —
четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим
световым барабаном и сводом.
Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время
реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в
«ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены
церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе
изображена «кирпичная» спираль — символ вечности.
Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками
(тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI — начала XVIII в.
Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые
мастерицами. На бархатных пеленах — традиционное изображение Голгофского
креста.
Церковь Варлаама Хутынского
Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского .
Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание
имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к
югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью
устройства прохода между малой церковью и центральной — Покрова
Богоматери.
Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой
барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе
паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили
произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.
Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон
XVI – XVIII вв. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма
апсиды — определила смещение Царских врат вправо.
Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение
пономаря Тарасия». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет
иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря
бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».
Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью.
В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева,
повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный
двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими
размерами и торжественным характером декоративного убранства
.
Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI
в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей.
Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает
архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой
фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в
стену в октябре 1917 г. Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного
собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен
ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость
четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили
деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении
мира. В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона
«Св. Александр Невский в житии» XVII в. Уникальный по иконографии образ
происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него
расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными
историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую
ставку, Куликовской битвой).
Церковь Григория Армянского
Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного
Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в
христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память
отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день
состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской
башни г. Казани.
Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет
собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто
с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано
необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной —
Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.
В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна,
полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII
в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных
деталей. Тябловый (тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили
иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон
XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии
внутреннего пространства
. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого,
патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого
вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего
небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее
название. Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с
изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так
называемые «тощие» свечи — большие деревянные расписные подсвечники
старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание,
в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.:
стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви
придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.
Церковь Киприана и Иустины
Купол церкви Киприана и Иустины
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение
во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их
память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя
Ивана IV взяли штурмом Казань. Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота —
20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и
куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е
гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены
жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и
Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских
притч и сюжеты из Ветхого Завета. Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано
с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна
Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в
честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный
иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец
искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены
Сотворения мира (день первый и четвертый). В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе,
церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед
посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были
отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества
«Российские железные дороги».
Церковь Николы Великорецкого
Иконостас церкви Николы Великорецкого Южная церковь освящена во
имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была
обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила
название «Никола Великорецкий». В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону
крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного
значения определило посвящение одного из приделов строящегося
Покровского собора.
Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный
восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота — 28 м. Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во
второй половине XVIII — начале XIX в. сложился единый комплекс
декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными
чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем
ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении
образа в Москву и иллюстрации к ним. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы, в своде — образ Спаса Вседержителя. Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы
в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен
образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус
украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань. Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с
изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг
собора. В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время
реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из
дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся
деревянным полом.
В 2005—2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви
отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.
Церковь Святой Троицы
Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский
собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой
часто именовали весь храм. Одна из четырех больших церквей собора представляет собой
двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и
куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви
наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное
убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части
восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом
выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании
с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой
и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» —
глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы).
Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI
в.
На основе реставрационных исследований установлена форма
первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» —
деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к
другу). Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и
трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и
праздничный.
«Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.
Церковь Трёх Патриархов
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.
В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие
Казанского похода — разгром войсками царя Ивана Грозного конницы
татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому
ханству. Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены
четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым
барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким
куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».
Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в
своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом
престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в
память просветителя Великой Армении. Вериги
Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского,
во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его
царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития
константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает
барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная
преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В
1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее
первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов,
руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало
реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители
смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.
Центральная церковь Покрова Богородицы
Иконостас Колокольня Внутренний вид барабана центрального купола
Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Ко
второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в
негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая и стоит по сей
день.
Основание колокольни представляет из себя массивный высокий
четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка
огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана
высоким восьмигранным шатром. Ребра шатра украшены разноцветными
изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты
фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с
восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки — так
называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.
Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых
деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими
мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они
снова стали использоваться.
• Гиляровская Н. Храм Василия Блаженного на
Красной площади в Москве: Памятник русской архитектуры ХVI—ХVII века. —
М.-Л.: Искусство, 1943. — 12, [8] с. • Волков А. М. Зодчие: Роман /
Послесловие: доктор исторических наук А. А. Зимин; Рисунки И. Година. —
Переизд. — М.: Детская литература, 1986. — 384 с. • Либсон В. Я.,
Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные
площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С.
398-403.
|