Московский Кремль. Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор). Часть 1
Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был
усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался
"церковью Св. Михаила на площади".
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский
собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные
памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах
располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии
Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у
юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван
Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице,
устроенной в алтарной части собора.
Панорама Кремля в Москве.Гайтнер
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи
святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в
Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного.
Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки,
предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия
установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
Первый каменный Архангельский собор, на месте деревянного, был
заложен в 1333 году великим князем Иваном Калитой в благодарность за
избавление от великого голода 1332 года. Этот голод был назван "рослой
рожью" - сжатый хлеб пророс в копнах и от беспрерывных дождей весь погиб
на полях.
Народ же прожил тогда довольно "безбедно", что сочли подлинным
чудом и в память о том заложили большой каменный храм. В тот же год он
был окончен и освящен митрополитом Феогностом.
Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего
деревянного Архангельского храма. О времени его появления среди
специалистов существует две версии. Согласно первой, деревянный храм был
построен очень давно - в конце XI - начале XII столетий, когда молодая
Москва, как и всякий город, должна была иметь свой храм во имя
Начальника Небесных Сил, издавна считавшегося покровителем русских
князей-воинов. Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня"
Другие относят появление деревянного храма к первой половине XIII
века, ко времени правления первого известного в истории города
удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра
Невского. Он и заложил в Москве храм во имя своего небесного хранителя, и
произошло это за 20 лет до начала правления князя Даниила Московского. К
числу сторонников этой "поздней" версии, которую считают более
достоверной, принадлежал и знаменитый дореволюционный историк Москвы,
Иван Забелин.
Согласно его исчислениям, каменный Архангельский храм был пятым по
счету из заложенных Калитой в Кремле после Успенского собора, церкви
Иоанна Лествичника, несохранившегося Петроверигского храма и церкви
Спаса на Бору. Тогда Калита, получивший ярлык на великое княжение,
застраивал и обустраивал Кремль. Именно в его времена появилось само это
слово - Кремль.
Иоанн Лествичник. Мерная икона в окладе. Мастерские Московского
Кремля. 1554 г. Икона принадлежала старшему сыну Ивана Грозного и
Анастасии - царевичу Ивану Ивановичу (1554-1582). Музеи Московского
Кремля
В древности на месте его златоглавых соборов и зубчатых стен шумел
сосновый бор, и поэтому холм, на котором возвели первые деревянные
крепостные стены города, назвали Боровицким. Они появились уже в 1156
году по повелению князя Юрия Долгорукого.
Слово же "Кремль" или "Кремник", как называли московскую крепость в
летописях, появилось впервые в 1339-40-х годах - тогда, когда Калита
повелел возвести новые городские стены из прочного дуба
Возможно, слово "кремль" произошло от
древнегреческого"кремнос" - "твердый", но более вероятно, что в основе
лежит славянское слово "крем", "кремник", означавшее "бор" или "лес".
Это название сохранилось и после того, как в XV веке был построен новый
Кремль из красного кирпича.
Новый
Архангельский собор, заложенный Калитой, по мысли своего основателя и
устроителя должен был стать ему последним прибежищем. Он и был погребен в
нем первым - в апреле 1340 года. С тех пор всех правителей Москвы и
России до Петра I хоронили здесь.
Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана
Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн.
Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены.
Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им.
А.В.Щусева
Лишь двое из них упокоены за пределами этой
кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий
Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в
борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец
его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского
монастыря.
Незадолго
до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор,
а точнее - возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в
1450 году Храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного
ветра и с тех пор сильно порушился.
21
мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую
церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был
погребен в только что заложенном храме.
Василий III Иванович
И
поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын,
великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм,
доживший до нашего времени. За это правитель удостоился особого почета:
его изображение в росписи храма поместили на самое лучшее место - на
столпе против главного входа в храм.
Для
работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа
итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого
князя строить кирпичный Кремль.
АЛЕВИЗ
ФРЯЗИН Новый (наст Алоиз (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна) —
итальянский архитектор конца 15 — начала 16 века, с 1504 года работал в
Москве. В 1499 году послы Ивана III Ралев и Карачаров во время
пребывания в Италии пригласили архитектора Алоиза Ламберти да Монтаньяна
на русскую службу. В следующем году вместе с посольством он направился в
Москву, куда прибыл только в 1503 году. Три года он провел при дворе
крымского хана Менгли-Гирея, где всего за 15 месяцев построил для него
дворец в Бахчисарае (сохранился только резной каменный портал).
В Москве он получил известность как Алевиз Фрязин
Алевиз построил традиционный для древнего русского православия
крестово-купольный собор, но с элементами итальянского зодчества -
например, украшение закомар - декоративные раковины с жемчужинами. Один
старинный знаток Москвы и вовсе оценивал храм как здание "смелой
готической архитектуры, с греческой древней смешанной".
В
него перенесли мощи "прародителей государевых", начиная с Ивана Калиты.
И в престольный праздник, 8 ноября 1508 года новый собор был освящен во
имя Архистратига Михаила, Чиноначальника небесных сил - чтобы первый
хранитель душ человеческих при жизни стал бы и хранителем их тел.
Архангельский
собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского
(1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569),
Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича
(1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея
архитектуры им. А.В.Щусева.
Погребение совершали на Руси до
заката, чтобы покойник мог проститься с солнцем до Воскресения из
мертвых. Гроб накрывали каменной плитой, и возлагали на него загашенные
после отпевания свечи - в знак погашения всякой вражды. Перед гробницами
всегда теплились лампады и горели свечи: в своих духовных завещаниях
князья наказывали своим детям соблюдать, "чтобы память о родителях не
преставала и свеча бы их на гробах родительских не угасла".
Архангельский
собор. Общий вид надгробия имп. Петра II сбоку, на заднем плане часть
северо-западного столба. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций
Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
И
над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница,
на которой помещались икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.
Эти
надгробницы мы и видим сейчас в Архангельском соборе - все захоронения
находятся под полом. В 1636-1637 г.г. древние надгробия заменены новыми
кирпичными с резными белокаменными стенками, а в 1903 году они были
покрыты бронзовыми футлярами.
И
еще в Архангельском соборе с 1599 г. и до 1765 г. были "отдельные
архиереи", предназначенные служить панихиды в дни кончины погребенных
тут высочайших особ - князей и царей. Такого учреждения больше не было
ни в одной московской церкви.
В
этой раке, расположенной в часовне мч. Уара у алтарной стены
Архангельского собора московского Кремля находятся честные мощи Св.
Евфросинии Московской
Богоматерь Благодатное Небо
Внутри
храма слева от Царских Врат в местном чине находится икона Божией
Матери "Благодатное небо" - по преданию, она была принесена в Москву в
конце XV века супругой вел. кн. Василия II Софьей Витовтовной, дочерью
Литовского князя.
Впервые
стенописью Архангельский собор был украшен в царствование Ивана
Грозного в 1564-1565 гг. В начале XVII столетия во время
польско-шведского разорения живопись храма основательно пострадала. Было
принято решение о ее возобновлении. Работа над росписью продолжалась с
1652 по 1666 гг.
Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа
Согласно
распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в
точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты
Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме
изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно
говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора
оставались актуальными в царствование Романовых.
Св. Даниил Московский. Фреска Кремлевского Архангельского собора Московского Кремля. XVII в.
Над
созданием новой росписи трудилась большая артель мастеров из разных
городов России - Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды и др. Возглавлял
артель знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Рука об руку с Симоном
Ушаковым трудились такие талантливые мастера, как Федор Зубов, Сидор
Поспеев, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и др. Они привнесли в древние
композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное
архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит,
построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой
охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.
В содержании программы декорации ансамбля идеи "политического
богословия" времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и
покаяния. "Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в
храм лоджии, которые представляют собой "иллюстрации" к летописному
сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма
звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается
композиция "София Премудрость Божия" в сопровождении многочисленных
изображений русских церковных иерархов.
Фреска центрального купола Архангельского собора. 1652-1666 гг
. В центральном куполе представлена композиция, получившая
название "Отечество". Западную стену и часть сводов храма занимает цикл
композиций, раскрывающих содержание Символа веры (краткое изложение
основных догматов христианской религии). Он продолжает тему выбора веры,
начатую в лоджии, и служит напоминанием о том, что защита веры - святой
долг княжеской и царской власти. Составной частью цикла "Символа веры"
является композиция "Страшный Суд", занимающая часть западной стены.
|