Храм Положения Ризы Божией Матери
Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Это домашний храм московских митрополитов (8). Он был построен в 1450 г. в память избавления Москвы от нашествия татарского царевича Мазовши, которое произошло в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. После пожара 1473 г. храм был отстроен заново. После постройки Теремного дворца в середине XVII в. храм соединен с его теремами.
Возведена в 1484—1485 годах на месте одноимённой церкви 1451 года постройки артелью русских мастеров, приглашенных вМоскву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.
Акафист Богоматери. Деталь фрески. 1644 г., Москва. Роспись церкви Ризоположения, Кремль
Церковь Ризположения сооружена в стиле ранне-московского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Глава украшена геометрическим рисунком из кирпича. Стены по вертикали разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса.
Три полукруглые апсиды расчленены тонкими полуколонками с белокаменными деталями. Стены завершаются килевидными закомарами, а своды опираются на четырехгранные столбы. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.
. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками.
Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит.
Роспись стен церкви выполнена в 1644 году иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым в соответствии с средневековыми канонами: в куполе - Христос Вседержитель, на сводах - евангельские сюжеты, на стенах - росписи, тематически связанные с посвящением храма. Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому содержание стенных росписей - это запечатленная в красках "похвала Богородице”.
Из четырех рядов стенописи два верхних повествуют о жизни Богородицы, а два нижних ряда иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн - Великий Акафист. Росписи выполнены в технике фрески (то есть красками по сырой штукатурке), а затем проработаны темперой.
Большую художественную ценность представляет иконостас церкви. Иконостас церкви Ризположения один из немногих, которые были созданы после разорения Смутного времени. Его заказчиком был патриарх Филарет - отец первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича.
А выполнил патриарший заказ замечательный иконописец Назарий Истомин Савин. В 1627 году он и иконописцы руководимой им артели написали иконы трех верхних рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. В нижнем, местном ряду кисти Назария Истомина принадлежит икона "Троица Ветхозаветная" и икона "Богоматерь Одигитрия" в рост, недавно раскрытая из под поздней записи.
"Тощие свечи" - так назывались большие подсвечники, сделанные из воска или дерева, полые (тощие) внутри. Они обычно нарядно декорировались орнаментальной росписью и надписями. Две "тощие свечи" из церкви Ризположения, выполненные из воска, были вложены (подарены) в храм патриархом Иосифом в 1649 г. Об этом свидетельствует украшающая тулово свечи надпись вязью. Свечи имеют медные посеребренные поддоны, опирающиеся на три фигурки львов, и навершия со свечниками для малых свечей. Выполнили свечи несомненно московские мастера.
Паникадило работы котельных дел мастера Д. Сверчкова датируется 1624 г.
Кроме собственного церковного убранства в церкви Ризоположения выставляются образцы храмовой деревянной скульптуры из фондов музея, собранные в различных местах России из закрытых церквей.
Здание сильно пострадало во время обстрела Кремля 1918 г. После больших реставрационных работ Храм Положения ризы Божией Матери был открыт в 1950-е г.г., но уже только как музей. В 1990 г. он стал одним из пяти открытых для посетителей храмов Кремля.
В Храме Положения ризы Божией Матери ныне проводятся Богослужения: в день престольного праздника - утреня, затем Литургия.
"Верхоспасский собор"
Верхоспасский (Спас за Золотой риьшоткой {решеткой}), придворного ведомства. Престолов 2: Нерукотвореннаго {Нерукотворного} образа; Иоанна Предтече.
Верхоспасский собор в Московском Кремле — обиходное название комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Собор закрыт для свободного посещения, богослужения в нём не совершаются.
Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей существовали теремные церкви. К середине XVII века домовые церкви представляли собой несколько разнообъемных зданий, расположенных на подклетах великокняжеского дворца к северу от церкви Ризположения:
Фрагмент акварели начала XIX века
Домовые церкви цариц и царевен: церковь Екатерины (1627, строил англичанин Джон Талер) и надстроенная над ней в 1654 г. церковь Евдокии, которая была впоследствии переосвящена в честь Воскресения Словущего, то есть обновления храма Гроба Господня;
Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Белгородского (1635-36), впоследствии переосвящённым во имя Иоанна Предтечи и надстроенным над ним храмом во имя Крестовоздвижения, который чаще называется Распятским.
В 1680-е годы венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу. Комплекс был решён как цельный объём, над которым надстроили 11 мелких золочёных главок на тонких барабанах. Руководил работами по перестройке известный зодчий О. Д. Старцев. Главы были украшены изразцами работы мастера старца Ипполита из Ново-Иерусалимского монастыря, круглые клейма в главах (в настоящее время пустые) были заполнены фигурами святых, написанных на медных листах.
Северный фасад. Литография середины XIX века
При возведении в 1840-х гг. Большого Кремлёвского дворца собор был фактически встроен в новое здание, но после революции в результате реставрационных работ комплекс Теремных церквей частично приобрел свой древний облик, особенно со стороны северного фасада
Впервые собор Спаса Нерукотворного Образа в Кремле упоминается в 1625 году. Ныне существующее здание вместе с приделом святителя Иоанна Белгородского построено в 1635 году архитекторами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Храм, расположенный в верхнем ярусе Теремного дворца, был домовым храмом русских царей.
Это отражено в одном из прежних названий храма: «что у Великого государя на сенях». Первоначальное наружное оформление храма не сохранилось, однако упоминание о выполнении икон на медных досках «в закомары» позволяет предположить, что оно было сложным. Сразу после постройки храм был расписан. С жилыми помещениями дворца храм соединён так называемой Верхоспасской площадкой. В 1670 году на лестнице, соединявшей Боярскую и Верхнеспасскую площадки, была поставлена кованая золоченая решетка, и собор получил еще одно название «Спаси за Золотой решеткой».
С наружного фасада Верхоспасский собор вместе с другими церковками Теремного дворца находится под одной медной кровлей с 11 главками и позолоченными куполами. Барабаны глав и фриз украшены поливными многоцветными изразцами, сделанными мастером Осипом Старцевым по рисункам знаменитого резчика XVII века старца Ипполита.
Это одиннадцатиглавое завершение возникло в 1682 году, объединив, таким образом, под одной кровлей соседние с Верхоспасским собором храмы Евдокии (Воскресения Словущего) и Распятский храм с молельней, в которой находилась Голгофа. Медная кровля собора сохранилась с XVIII века. Внутри Верхоспасского собора примечателен многоярусный иконостас. Его оклад и царские врата выполнены в XVIII веке из чеканного серебра. Иконы конца XVII века работы Ф. Зубова. В средней части иконостаса - серебряные чеканные иконы 1778 года.
С Верхоспасской площадки узкая лестница ведет в домовую церковь "Распятия", расположенную над Верхоспасским собором. Эта церковь построена в 1681 году. Распятская церковь соединяется с хорами небольшой церкви Воскресения Словущего замечательной по художеству резьбы деревянной дверью. Сама церковь Воскресения Словущего, расположенная с северной стороны Верхоспасской площадки украшена деревянным резным, позолоченным и расписанным красками иконостасом работы начала XVIII века и такими же хорами. Перед иконостасом висит старинное паникадило - дар шведского короля Карла XI царю Алексею Михайловичу.
|