Его Величество - Московский Кремль. Благовещенский собор. Часть 2
14.01.2014, 15:10
В 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.
А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем.
К.-Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860
В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.
Крестный ход от Blagovecshensky соборе Кремля Крестный ход у Благовещенского собора в Кремле
И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.
"Нечаянная Радость"
1848 ,акварель Благовещенского собора в Московском Кремле, до реконструкции 1860-х годов.
После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя.
Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.
Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.
В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя - Благовещенская.
Собор в 1965 году
Современный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя части, построенные в разное время. Типологическая основа — четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем, построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV-го столетия.
Западная галерея
Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная одновременно с собором и разобранная в XVIII веке.
Вопрос о времени строительства крытых галерей вокруг Благовещенского собора, а также об их авторах до сих пор остается открытым. Вероятно, ныне существующие галереи построены в начале XVI в. итальянцами, возводившими к западу от собора дворец великого князя и исполнившими порталы при входе в собор с запада и севера. Первоначально большие арочные проемы галерей были открытыми, а галереи окружали собор с четырех сторон. Восточная часть их была разобрана в XIX в.
Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном объеме.
В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и кокошники у центрального барабана. В 1508 году была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. (Закомара (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов главцерковных зданий).
Внутренний вид Благовещенского собора в Московском Кремле до реставрации Рихтера. 1866. С. М. Шухвостов (1821–1908
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.
Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь незначительно ниже существующего.
Многоярусный иконостас Благовещенского собора – одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого - Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века - до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине XVI века и представляющие не меньший интерес по иконографии и составу. Особенностью местного ряда иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона "Спас на престоле".
Рама, в которую вставлены все иконы, создана по императорскому заказу в 1896 году мастерами московской фабрики фирмы Хлебникова по рисунку архитектора Султанова.
Икона из уровня Деисуса " Андрей Рублев. Спас в силах. 1408
Архангел Михаил.Ф.Грек
13икон Деисуса представляют святых в полный рост, обращенных с молитвой о спасении грешного человечества к восседающему на престоле среди сил небесных Спасителю. Его икона "Спас в Силах" находится в центре ряда и является самым значительным образом этой многоярусной конструкции иконостаса.
Св.Петр.Ф.Грек
В состав Деисуса главного иконостаса Благовещенского собора входят Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, отцы церкви Иоанн Златоуст и Василий Великий. Вдоль южной и северной стен собора "в заворот" стояли образы великомучеников Георгия и Дмитрия, а также столпников Даниила и Симеона. Центральное ядро из девяти икон конца XIV в. исследователи связывают с греческим иконописцем, вероятно, Феофаном Греком, который работал в это время при дворе московского князя.
Андрей Рублев. Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. ГТГ
Архангел Гавриил.Ф.Грек
Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни Христа от "Благовещения" о рождении Спасителя до "Сошествия во Ад" и "Успения". Вопрос датировки икон и их авторства вызывает споры. Среди версий – связь одной из двух двух групп икон ряда с иконописцем Андреем Рублевым ("Благовещение", "Рождество", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим").
БлаговещениеПраздничный ряд.Андрей Рублев (?)XV в.
Рождество Праздничный ряд.Андрей Рублев (?)XV в.
Андрей Рублев. Вознесение Господне. Из прадничного ряда иконостаса. 1408 15икон Пророков и 15 икон Праотцов над ними представляют полнофигурные образы провозвестников явления Христа с сидящей на престоле Богоматерью с Христом на коленях и поясных образов праотцов в архитектурном обрамлении с Саваофом в центре ряда. Оба ряда относятся ко времени восстановления собора после пожара 1547 года.
Праотец Исаак
Патрональная икона, вероятно, с XVI в. занимает в нижнем ряду иконостаса Благовещенского собора постоянное место: третья справа от царских врат. В фондах музея сохранилось несколько икон с образами святых патронов московских царей, начиная с Ивана Грозного. Образы святых покровителей царских писали на узкой доске вскоре после церемонии венчания на царство и помещали в иконостас домового храма напротив царского моленного места, а после смерти царя икону переносили в Архангельский собор "ко гробу". В связи с переносом столицы в Петербург в начале XVIII в. икона "Апостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий" (покровители Петра I и его брата Ивана V, с которым они царствовали вместе, а также отца их Алексея Михайловича), написанная в начале 80-х годов XVII в., не была востребована, т.к. принявший титул императора Петр I был похоронен уже в Петербурге в соборе Петропавловской крепости.
Апостостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий
Икона "Спас на престоле" стоит в местном ряду главного иконостаса первой справа от царских врат. Судя по фрагментам поздней записи, икона написана "рукою многогрешного художника Михаилом при державе великого князя Ивана Даниловича…". Однако, живопись на иконе сохранилась от XVI века.
В2006-2010 годах в Благовещенском соборе были проведены комплексные реставрационные работы. Они сопровождались натурными исследованиями и позволили ответить на многие вопросы архитектурной истории памятника. Одной из главных задач было выявление многочисленных строительных периодов в истории южной паперти и южного крыльца собора.
В результате проведенной реставрации и исследований, на южной паперти была создана экспозиция, основной идеей которой стала демонстрация в ее восточной части воссозданных фрагментов интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал и окно середины XVI века, фрагменты керамического пола грозненского времени и первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями, а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века из фонда Архитектурного декора.
Они составляют единый ансамбль с резными архитектурными элементами собора и обогащают наше представление об архитектурном убранстве южной паперти и крыльца грозненского времени. Для того, чтобы посетителям было легче представить, как они выглядели в середине XVI века, были раскрыты «грозненские» резные импосты и выявлены сохранившиеся в толще кладки фрагменты крестовых сводов. Обновленная экспозиция уникального комплекса икон царского храма представляет памятники, связанные с древним комплексом главного соборного иконостаса, а также убранство трех верхних приделов собора и частично четверика в XVI веке.
Раскреповка южного фасада паперти Благовещенского собора. Фрагмент. Благовещенский собор, Москва
Самостоятельный раздел выставки посвящен комплексу христианских реликвий, на протяжении веков собиравшихся при царском храме. В южную часть паперти, на свое историческое место, возвращена бронзовая посеребренная рака, выполненная в 1894 году для хранения древних ковчегов-мощевиков, а также два напольных пятнадцатисвечовых подсвечника.
Бронзовая посеребренная рака для хранения древних реликвариев с мощами вселенских святых, литая золоченая решетка перед ней и два напольных золоченых подсвечника изготовлены в 1894 г. по инициативе Комиссии по реставрации Благовещенского собора
Этот монументальный комплекс, в который входит и отлитая одновременно с ракой ажурная решетка, относится к значительным памятникам, выполненным в национальном "историческом" духе, столь характерном для древней столицы России XIX века.
Собор Богоматери. Москва, 2-я пол. 16 века. Храмовая икона иконостаса придела Собора Богоматери. В настоящий момент - Южная паперть Благовещенского собора
Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций — коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. Это движение по вертикали усиливалось освещением — нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.
Запрестольный Крест выносной. Москва, 16 век. Из Благовещенского собора. Южная паперть Благовещенского собора
В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Устройство хоров уже архаично для конца XV века. Скорее всего, оно связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя. Возможно также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план предшествующего здания.
Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля
Существовали предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений для женщин царской семьи. Но выяснено, что первоначально хоры отделяла от основного объема стена высотой около двух метров и толщиной в два кирпича, таким образом они превращались в закрытое пространство, непригодное для слушания литургии
Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля
. Более вероятно, что на хорах размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу — винтовая лестница в толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход — непосредственно из дворца, опирающийся на арку.
Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля
Со всех сторон при постройке здание собора было окружено папертями. Время их возникновения и первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо.
Четыре придела над углами галерей были возведены в XVI в. Это – четыре небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один кирпич. Полы в них были выложены узорчатыми керамическими плитками, в XIX в. замененными на белокаменные резные с черным мастичным орнаментом. Интерьер украшали иконостасы, один из которых выставлен в южной галерее собора. Приделы освящены в память Собора Архангела Михаила, позже переосвященный в память Архангела Гавриила, (северо-восточный придел), Собора Богоматери (северо-западный придел), Входа в Иерусалим (юго-западный придел) и Георгия, в XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел).
западная паперть
Когда в 1564 г. на его сводах был построен придел Собор архангела Михаила, для укрепления конструкции крыльца под его свод подвели мощные столпы и древние формы оказались утраченными. Первоначально оно было более легким и похожим на южное. Его своды поддерживали колонны с резными капителями. Одна из таких колонн сохранилась в толще столпа. Сама лестница тоже перестроена — сначала он была более короткой и крутой.
С папертей в храм ведут порталы. Северный и западный выполнены итальянскими резчиками: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущим пышно украшенный архивольт.
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери (XV в.) в раме с образами праматерей и пророчиц (кон. XVII — нач. XVII в.) из местного ряда
Резные порталы созданы итальянскими резчиками в начале XVI века, вероятно, во время строительства ими нового великокняжеского дворца. Поверхность белого камня плотно заполнена тонкой и сложной резьбой в высоком рельефе. Изображение ваз, светильников, дельфинов, сфинксов было популярно в эпоху Возрождения. Первоначальная роспись по камню была предположительно многоцветной. Скорее всего с XVIII в. порталы стали двуцветными
Южный портал был уничтожен во время переделок южной паперти в 1836 г. и восстановлен по сохранившимся остаткам в 1949 г. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества: перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Килевидное завершение портала соответствовало оформлению верха стен.
Двустворчатые двери, ведущие в собор с юга и с запада, выполнены в редкой и эффектной технике, пришедшей на Русь из Византии. Датировка их колеблется в пределах конца XV - начала XVII веков. Христианский праздник Благовещения и ветхозаветные пророки соседствуют на створках с языческими античными философами: Гомером, Афродитианом, Еврипидом, Плутархом, Диогеном, Менандром
Достоверно известно, что пол из разноцветных и разновеликих каменных плиток уже был настелен в соборе в середине XVII в. По преданию, как пишет историк Карамзин в "Истории Государства Российского", плитки пола привезены были из Византии в Ростов Великий в XII в., а позже после пожара 1547 г. перевезены в Благовещенский собор в Москву. Исследования последних десятилетий дают возможность связать происхождение редкого пола Благовещенского собора с московским регионом.
Евангелие 1571 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК) Подклет
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля.
Склеп Благовещенский собор в Москве
Стенопись
Благовещенский собор в Москве - Западная галерея
Собор украшен фресками середины XVI века. Их появление связано с восстановительными работами после пожара 1547 года. На протяжении веков они несколько раз оновлялись.
Впервые фрески были раскрыты из-под поздних записей в 1980-1984 годах и представляют самый ранний комплекс среди росписей кремлевских памятников. Кроме традиционных композиций на стенах присутствуют уникальные для того времени образы и сцены, иллюстрирующие "Апокалипсис" и "Древо Иессеево".
Иллюстрации "Апокалипсиса", древнейшей из евангельских книг, занимают северную, южную и западную стены четверика собора, а также своды под хорами. Традиционная композиция "Страшный Суд" на западной стене входит в этот же ряд.
Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Роспись юго-зап. столпа. XVI в.
"Древо Иессеево", представляющее родословное древо Христа на основе библейских текстов, составляет смысловой центр росписи северо-западной галереи. В систему росписей включены образы византийских императоров в четверике на столбах и русских князей как в галерее на пилястрах, так и в четверике на столбах.
Над входом в северную галерею собора находится фресковое изображение "Спаса Нерукотворного". Среди композиций западной галереи - "Троица".
Фреска "Сопрестолие", Благовещенский собор, Москва
Вергилий представлен среди фигур античных философов в простенке между окнами в западной галерее. Обычно он изображался в композиции "Древо Иессеево" в царском платье, а в галерее Благовещенского собора он в мантии и широкополой шляпе
Император Константин и его мать Елена Образы византийских императоров представлены в четверике на юго-западном столпе. Над моленным царским местом изображены император Константин и его мать Елена, а выше над хорами – император Михаил и императрица Феодора. Первая пара связана с утверждением христианства как государственной религии в Византийской империи, с раскопками на Голгофе и обнаружением креста, на котором был распят Христос. С ним в руках и представлены Константин и Елена. Михаил и Феодора в византийской истории связаны с восстановлением почитания икон после длительного периода борьбы с ними.
Князь Владимир и княгиня Ольга
Св. блгв. кн. Александр Невский и вел. кн. московский Иоанн Калита. Роспись сев.-зап. столпа. XVI в.
Образы русских князей присутствуют как в четверике собора так и на пилястрах наружных стен собора. На северо-западном столпе на восточной грани вверху стоят киевские князья Владимир и Ольга, при которых была крещена Киевская Русь. Внизу на столпах представлены киевские, владимирские и московские князья, среди которых Александр Невский и Иван Данилович Калита в монашеской одежде.
Богородица. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?)
Образ "Спаса Нерукотворного" находится над входом в северную галерею. Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру Симону Ушакову, хотя существует и другое мнение: эта композиция – след поновления стенописи собора не позже середины XVI в.
Крест с частью Животворящего Древа и камнем от Гроба Господня, изготовленный в 1621 г. (известен как «ковчег кн. Ивана Хворостинина») в Благовещенском соборе московского кремля
Иов на гноище. Задание. 1547-51. Роспис
В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. Роспись отражала восточное предание, по которому Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве у колодца в Назарете, принеся Ей Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. Такое изображение праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях
Крест-мощевик. Москва, мастерские Кремля, начало 16 века
В притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости
Богоматерь Одегитрия. Византия, 14 век. Из пядничного ряда центрального иконостаса Благовещенского собора
Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай - в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц