Разговаривая
про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы,
Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире.. А вот про этот
знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду
исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно - присоединяйтесь
Пещерный
храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников
древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния
фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня
такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство
пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие,
но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.
Ансамбль
Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону
Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм,
воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена
Рамсеса II Нефертари-Меренмут.
Сегодня Абу-Симбел, вероятно,
наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце
1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции,
Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища.
Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного
памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но
в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их
на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой
ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие
специалисты из пятидесяти стран мира.
Вплоть
до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни.
Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт,
высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.
Свои
впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: "Моему
взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину
занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою
любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у
входа в её храм”.
Исследователи,
во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем
огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие.
Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов
шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные
породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении
пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в
нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были
подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня,
придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и
лилового.
Абу-Симбел
построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже
чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х
годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций
оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои
трудности.
Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на
восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее
пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными
колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во
второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце
располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год
лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте;
четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка
подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во
тьме.
Несмотря
на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен
еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II
всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма,
вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только
невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре
исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения
сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах
статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить
портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том,
насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает
сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их
можно было, только в совершенстве владея системой пропорций,
устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее
частей.
Громадные
статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над
горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в
темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых
ими теней.
Образ великого фараона господствует в храме
Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя
встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят
по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма
покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам
искусства Древнего Египта позднего периода.
Рельефы
храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и
поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты
рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к
стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев,
вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины
повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф,
изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким
движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах
вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух
поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно
поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей
опасности…
Ярусом
выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она
резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности.
Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры
подчеркнуто торжественны и неподвижны.
Малый
храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее,
чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища
с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в
полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его
супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных
нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени,
усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн
Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона,
создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги
Нефертари».
В
святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной
коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был
изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.
Сегодня
спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел
стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо
древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником
тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран,
чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент
Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они
объединяются с добрыми намерениями».
Фасад
храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров.
Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на
троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих
скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде
бабуинов.
Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.
Войдя
в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует
святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре
помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами
лица фараона Рамзеса II.
Почти
весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22
февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на
рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую
самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается
на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых
Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…
Подобный
оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам
древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались
проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два
дня в году, всего на несколько минут!
Несмотря
на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские
пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше.
Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может
наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!
Кликабельно , Панорама
Хотя храмы Абу-Симбел
и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над
ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952
года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ
Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это
привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году
началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря
международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на
новое место.
Во
избежание затопления культурного наследия было решено разобрать
Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы
были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все
они были пронумерованы и перевезены на новое место.
Далее
блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый
состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть
за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым
железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось
настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и
находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года
в период с 1965 по 68 годы.
Исследователи,
изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом
знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь
грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов
Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и
тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских
статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства
грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего
пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа
обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.
Новое
местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки.
Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших
инженерно-археологических операций.
Согласитесь, на стенах довольно прикольные картинки если учесть времена их написания.