Собор Спаса-на-Крови – это одна из самых главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его построили при довольно драматических обстоятельствах, а его история стала не менее трагичной. Со знаменитым сооружением связано немало мистики. К примеру, таинственным образом он смог избежать разрушения. Более того, говорят, в нем находится икона, способная открыть будущее…
Для многих удивительно расположение храма – он буквально висит над каналом, разорвав набережную. Как такое могло получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные каноны.
Утром 1 марта 1881 году российский
император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток.
Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу. Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решеткам канал. Это оказалось концом.
В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.
Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день от наследника престола Александра III поступил приказ начать строительство храма на месте гибели его отца.
Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году. Все дело в том, что более чем 7000 кв.м. пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым. На месте, где погиб император, был построен особый придел. В нем оставили брусчатку, на которой умер монарх.
Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор: Спас, Спас-на-Крови! Спаси нас, спаси! От дождя, от ножа, От волка, от дурака, От ночной мороки, От кривой дороги…
Еще ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.
В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным.
В эпоху Хрущева «Спас-на-Крови» опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговоренный» храм остался невредимым. Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы, это защитный знак, дошедший к нам из древности.
В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду храма, окруженного лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве – якобы, советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.
Есть предание, что в храме находится икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Вполне возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их расшифровать.
Собор Спас-на-Крови – уникальное
сооружение, не похожее на архитектурные памятники старины Петербурга. В
нем гармонично сочетаются строгие пропорции и цветовые решения. Силуэт
собора довольно сложный, декоративные убранства многоцветны и
разнообразны.
Щедро украшают храм мозаичные панно и цветные мозаики, выполненные
снаружи и внутри сооружения. Создавались они по рисункам известных
русских художников, таких как Нестеров, Васнецов и других. Площадь этих
мозаик в целом составляет примерно 7050 квадратных метров.
Что касается оформления собора, то здесь преобладают итальянский мрамор,
полудрагоценные камни – горный хрусталь, топаз, изумруд, яшма
(несколько разнообразных видов). Цоколь храма состоит из двадцати
гранитных досок, которые повествуют о событиях царствования царя
Александра II, о его реформах; колокольня украшена гербами областей и
губерний России. Самый высокий купол имеет высоту 81 метр. Купола
выполнены из позолоченных листов и разноцветной эмали, главка,
возвышающаяся над алтарем – из золотой смальты.
Под куполом храма во время реставрации нашли снаряд.
Немецкий фугасный снаряд пробил бетонный свод центрального купола . К
счастью, он был на излете и застрял в перекрытии свода. Никем не
замеченный, фугас пролежал там 18 лет и был случайно обнаружен
верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При
осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой
около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством
бывшего пиротехника В.И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их
проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков,
Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапер
Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от ее
участников не только мастерства, но и необычайного самообладания и
мужества.
Храм с необыкновенной историей и необыкновенной красоты.
Когда народовольцы убили императора Александра II, на этом месте был
возведен один из самых великолепных соборов в Ванкт-Петербурге –
Спас-на-Крови. Злодеяние совершилось 1 марта 1881 года на набережной
бывшего Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова), а на следующий
день было собрано чрезвычайное совещание Городской думы, которая вынесла
решение просить императора Александра Третьего о разрешении построить
памятник или часовню в память об убитом царе.
Однако строительство началось не сразу. Сначала объявили конкурс,
который выиграл архитектор Альфред Парланд. Работал он вместе с
Игнатием, архимандритом Троице-Сергиевой пустыни, родившемся под
фамилией Малышев. Есть легенда, по которой отцу Игнатию, после трагедии,
случившейся с императором, явилась во сне богородица и представила его
взору облик будущего храма.
Этот храм был построен в соответствии со стилем русского зодчества 16-17 веков
Собор Спас-на-Крови –
уникальное сооружение, не похожее на архитектурные памятники старины
Петербурга. В нем гармонично сочетаются строгие пропорции и цветовые
решения. Силуэт собора довольно сложный, декоративные убранства
многоцветны и разнообразны.
Щедро украшают храм мозаичные панно и цветные мозаики, выполненные
снаружи и внутри сооружения. Создавались они по рисункам известных
русских художников, таких как Нестеров, Васнецов и других. Площадь этих
мозаик в целом составляет примерно 7050 квадратных метров.
Что касается оформления собора, то здесь преобладают итальянский мрамор,
полудрагоценные камни – горный хрусталь, топаз, изумруд, яшма
(несколько разнообразных видов). Цоколь храма состоит из двадцати
гранитных досок, которые повествуют о событиях царствования царя
Александра II, о его реформах; колокольня украшена гербами областей и
губерний России. Самый высокий купол имеет высоту 81 метр. Купола
выполнены из позолоченных листов и разноцветной эмали, главка,
возвышающаяся над алтарем – из золотой смальты.
Памятная доска на стене Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. На доске следы от снарядов.
30 июля 2007 года Фот. Шумин А. А.
Распятие на западной стене
собора Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Расположено у места
смертельного поранения Императора Александра II.
Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником
русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению
Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец смертельно
ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за
отмену крепостного права.
Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью.
Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.
История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге
Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на
месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была
построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали
поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило
возвести здесь собор.
Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в
себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект
архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни,
архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).
Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не
проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под
всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить
колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе
было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689
лампочек.
Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на
государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на
массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти
Александра II и произносились проповеди.
В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году
было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной
войны этот решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в
соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого
оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной
инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея
«Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19
августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.
Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге
Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К
восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и
две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части -
двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом.
Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания.
Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах
установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на
которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II
(основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы
русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон
колокольни, выполненные мозаикой - главное украшение фасада собора.
Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.
Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху –
изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет
400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью,
имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра.
Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в
Финляндии.
Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России,
девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне
строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой.
Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.
Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повляло на его
внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в
себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью
покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую
коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную
лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера
Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из
всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить
работы, выполненные по оригиналам художников В.М.Васнецова,
М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева. Мозаичная
коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве
декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и
полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол
здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова -
"Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель".
Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло
покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой
была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась
колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из
топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки
Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал
смертельно раненый Александр II.
Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса
будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это
совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве
в 1991 году.
Храм Спас-на-крови - это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства.
Модель Храма Спас на крови изготовлен в 2007 году.
Когда народовольцы убили императора Александра II, на этом месте был возведен один из самых великолепных соборов в Ванкт-Петербурге – Спас-на-Крови. Злодеяние совершилось 1 марта 1881 года на набережной бывшего Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова), а на следующий день было собрано чрезвычайное совещание Городской думы, которая вынесла решение просить императора Александра Третьего о разрешении построить памятник или часовню в память об убитом царе.
Однако строительство началось не сразу. Сначала объявили конкурс, который выиграл архитектор Альфред Парланд. Работал он вместе с Игнатием, архимандритом Троице-Сергиевой пустыни, родившемся под фамилией Малышев. Есть легенда, по которой отцу Игнатию, после трагедии, случившейся с императором, явилась во сне богородица и представила его взору облик будущего храма.
Этот храм был построен в соответствии со стилем русского зодчества 16-17 веков
Щедро украшают храм мозаичные панно и цветные мозаики, выполненные снаружи и внутри сооружения. Создавались они по рисункам известных русских художников, таких как Нестеров, Васнецов и других. Площадь этих мозаик в целом составляет примерно 7050 квадратных метров.
Что касается оформления собора, то здесь преобладают итальянский мрамор, полудрагоценные камни – горный хрусталь, топаз, изумруд, яшма (несколько разнообразных видов). Цоколь храма состоит из двадцати гранитных досок, которые повествуют о событиях царствования царя Александра II, о его реформах; колокольня украшена гербами областей и губерний России. Самый высокий купол имеет высоту 81 метр. Купола выполнены из позолоченных листов и разноцветной эмали, главка, возвышающаяся над алтарем – из золотой смальты.
Памятная доска на стене Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. На доске следы от снарядов.
30 июля 2007 года Фот. Шумин А. А.