Как начался Ренессанс
В западноевропейской истории и культуре Эпохой Возрождения принято называть период, начинающийся с ХIV и заканчивающийся ХVI веком. По сравнению с другими этапами становления мировой художественной традиции (к Древнему миру относят период в пять тысячелетий, а к Средневековью — тысячу лет) Ренессанс по временной шкале длился мгновение.
Однако по количеству изобретений, новых направлений в искусстве и шедевров мастеров Эпоха Возрождения многажды превосходит другие этапы развития человеческой культуры.
Ренессанс стал переломным моментом в социальной и духовной жизни европейцев — на почве средневековых ценностей появился качественно новый импульс к обновлению, который опирался на идеалы античности. Главным заказчиком, ценителем, целью и темой Ренессанса становится человек. Само слово гуманизм восходит к латинскому «гуманус», — отныне мерилом этических и эстетических ценностей новой эпохи стал человек.
В
живописи Ренессанс проявился как переход от иконы к картине, в скульптуре господствовал героико-монументальный стиль. В светской городской архитектуре отразились потребности новой эпохи .
Родиной Возрождения принято считать Италию. Уже в ХIV веке в сочинениях итальянца Франческо Петрарки (1304 — 1374 гг.) появилось понятие «Ринашименто» (по-итальянски Rinascimento), которое мы обычно произносим на французский манер от
Renaissance — Возрождение.
Его социальной основой было коммунальное движение итальянских городов ХIII—ХIV веков с его раннебуржуазными принципами общественного устройства.
Помимо радикальных социальных изменений, это было время стремительного развития науки и искусства.
Эпоха Великих географических открытий радикально изменила ход истории. Именно в это время Христофор Колумб (1451 — 1506 гг.) и Америго Веспуччи (1454— 1512 гг.) впервые указали европейцам действительный облик земли и ее масштабы. Гелиоцентрическая теория Коперника (1473— 1543 гг.) поставила под сомнение средневековую модель мироздания, предложив взамен научную концепцию, не принятую современниками, однако подтвержденную в последующие столетия.
В своих работах
философы этого периода постоянно оглядывались на своих античных предшественников и их работы, посвященные проблемам этики и истории, педагогики, поэзии и литературы. Данте (1265— 1321 гг.), Петрарка (1304— 1374 гг.), Боккаччо (1313— 1375 гг.) из Италии, Эразм Роттердамский (1469 — 1536 гг.), прославленный автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» француз Франсуа Рабле (1494— 1553 гг.) и его соотечественник, создатель знаменитых «Опытов» Мишель Монтень (1533— 1592 гг.) научили современников по-новому взглянуть на окружающий мир. Новые идеи по преобразованию общества высказывал англичанин Томас Мор (1478— 1535 гг.). Совершенно другого литературного героя на суд публики представил в своих трагедиях Шекспир (1564— 1616 гг.) и Сервантес в романе «Дон Кихот» (1547— 1616 гг.)
Распространению
литературы способствовало и изобретение немца Иоганна Гуттенберга, позволившее печатать книги механическим путем, а не переписывать от руки, как это делалось до 1440-го года. В свою очередь развитие книгопечатания способствовало формированию в европейских странах национальных литературных языков, пришедших на смену церковной средневековой латыни.
Настоящие шедевры изобразительного искусства оставили после себя художники Возрождения — они распространяли новые прогрессивные идеи среди жителей европейских стран в образной и зрительно убедительной форме. Ныне полотнами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана из Италии, их современников из других стран Европы — Альбрехта Дюрера из Германии, Босха и Брейгеля из Нидерландов — могут похвастаться лишь немногие картинные галереи и музеи мира.
Источник
http://www.geohistory.ru/era/