Вечный РОДЕНовский сюжет
Роден, Рене Франсуа Огюст (Auguste Rodin)
(1840-1917)
Знаменитый скульптор Франсуа Огюст Рене Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года.
Впоследствии он стал одним из основоположников импрессионизма в скульптуре.
Роден учился в парижской Школе рисования и математики, поступив туда вопреки
желанию отца, а также у Антуана Бари в Музее естественной
истории.
В
1864 Роден создал свою первую работу «Человек со сломанным носом». Она
была отклонена на парижском Салоне, так как бросила вызов
академическим канонам красоты. Роден не был принят в Школу изящных
искусств, и с 1864 по 1870 годы работал в мастерской
А.Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием
декоративной скульптуры.
Из-за безработицы,
последовавшей за окончанием франко-прусской войны, в которой Роден успел
принять участие, он отправился в Брюссель, и там до 1877
оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний. В 1871 году он отправился в Брюссель в поисках работы. В Бельгии он
создаёт несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и
боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д’Анверс.
Параллельно Роден продолжает самообразование в области
средневекового искусства и творчества Рубенса.
Роден
посетил Италию, и в результате знакомства с творчеством Микеланджело, у
него возникает идея создания статуи «Бронзовый век». Когда она
была выставлена в 1877, ее назвали Побежденный. В этом названии
нашло отражение настроение разочарования, господствовавшее среди
французской молодежи после поражения в войне.
Первым
признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй —
«Иоанн Креститель» и «Шагающий». Ему было поручено создание
скульптурного портала. Работе над «Вратами ада», начатой в 1888, Роден посвятил всю оставшуюся жизнь, черпая вдохновение в «Божественной
комедии» Данте и произведениях Шарля Бодлера, а также в образах
порталов готических соборов. Такие работы, как «Мыслитель»,
«Ева», «Мимолетная любовь», «Поцелуй», стали этюдами к «Вратам
ада».
Среди других крупных
произведений: скульптурная группа «Граждане Кале», памятник Виктору
Гюго, статуя Оноре де Бальзака. В 1898 общество , заказавшее
Родену статую Бальзака, отказалось от его услуг, мотивируя это
тем, что в представленном этюде нет портретного сходства с писателем.
Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Публика не
увидела в представленном Роденом пластическом этюде портретного
сходства с писателем. Статуя Бальзака была последней крупной работой
Родена
Вряд
ли найдется подобный Родену скульптор, сумевший передать столь
достоверно магию слияния тел и душ, обожание Мужчиной Женщины и Её
принятие Его как Себя самое…
izvestia.ru›news/319266:
Роден думал только про ЭТО
Великий
Роден оставил миру не только "Мыслителя" или "Врата ада", но и то, что
он сам называл "Вратами рая": обнаженную натуру, растиражированную в 7
тысячах рисунков. Из огромной коллекции работ, хранящейся в его
парижском музее, на выставку "Роден: эротические образы" отобраны 5
скульптур и 140 рисунков и акварелей, выполненных с 1890 по 1917 годы.
"Они образуют эротическую иконографию мэтра", - говорит директор Музея
Родена Доминик Вьевиль. Долгие
годы самые "откровенные" работы хранились автором под замком в особом
кабинете и доступ к ним имели лишь избранные. В их числе — Вацлав
Нижинский. Гениальный танцор позировал великому ваятелю, вызывая
ревность Сергея Дягилева. Поэт
Рильке называл эти рисунки "экстремальным моментом" в искусстве. Они
шокировали. И даже видавший виды критик в начале минувшего века написал,
что, "глядя на них, покраснеет и обезьяна". Давно уже никто не
краснеет, но сегодняшняя публика движима — далеко не в последнюю очередь
— любопытством. Ну а искусствоведы все еще спорят о том, где в
творчестве Родена заканчивается классическое ню и начинается эротика. Импровизируя,
Роден никогда не стремился к сходству. "Чтобы запечатлеть волнующую
меня плоть, я руководствуюсь исключительно собственным воображением", —
объяснял скульптор. Он делал наброски за считанные секунды, не глядя на
бумажный лист. Женские прелести завораживали Родена, который, как и
Пикассо, не делал разницы между сексом и искусством. "Роден презирал
условности и изображал женщин отнюдь не в академических позах", —
рассказала "Известиям" комиссар экспозиции Кристина Бюле-Юриб. Его
любимой натурщицей была известная танцовщица Альда Марено, которая
должна была по воле мэтра принимать самые "экстремальные" позиции. Роден
считал, что для мужских фигур лучше всего подходит бронза, а для
женских - мрамор.. Однако для выражения "эротического экстаза" Родену в
первую очередь служила бумага. Он рисовал с натуры и с легкостью
соблазнял своих моделей. Юная танцовщица Айседора Дункан убежала, не
выдержав сеанса, во время которого скульптор слишком пристально изучал
особенности ее анатомии. Если верить легенде, то именно в его мастерской
она чуть не потеряла — а может, и действительно потеряла —
девственность... Рисовал он разных своих подруг — известных актрис,
писательниц, белошвеек, художниц, дам света и полусвета. "Говорят,
что я слишком много думаю о женщинах, — признался однажды Роден. — А
если разобраться, есть ли на свете что-то более важное, о чем стоит
думать?" Не о женщинах ли размышляет вот уже целое столетие и сам "Мыслитель", отлитый в 1906 году?
Именно
влюбленность великого мастера-Огюста Родена в свою помощницу и
талантливого скульптора Камиллу Клодейль, послужила огромным творческим
стимулом. Он создал свой великоллепный цикл, полный чувственности,
движения, любви и нежности. Роден изображал влюбленные пары и для самых
известных его скульптур, таких как "Поцелуй" позировала сама Камилла. Камилла
Клодейль родилась в 1864 году в семье далекой от искусства. Отец
занималься продажей недвижимости, а мать вела хозяйство и воспитывала
троих детей. Двое из которых впоследствии стали широко известны. Брат
Камиллы -Поль стал поэтом и дипломатом, а сама Камилла блестящим
скульптором. В возрасте 15 лет она начала учиться в художественной
студии скульптуре, а впоследствии семья переехала из Рамбуйе (Северная
Франция) в Париж. Камилла была очень начитанна, хорошо образованна и лишена всяких предрассудков. Их
знакомство произошло в Школе изящных искусств, где Роден пришел
провести занятие в женской мастерской, но провел там совсем немного
времени, преподавание его не интересовало. Однако он обратил внимание на
гипсовый бюст, красивого ребенка. Это была скульптура Камиллы "Поль
Клодейль в 13 лет". Мастера приятно удивили способности молодой девушки,
да и сама восемнадцатилетняя Камилла была великолепна: синие глаза,
изящная фигура...
При
этом Роден не разрывал отношения со своей спутницей жизни Роз
Бёрес, которая была рядом с ним в трудные годы, когда они
бедствовали в Бельгии, и растила их сына.
К началу XX века Роден был
уже знаменитым скульптором, и французское правительство предоставило ему
целый павильон на Всемирной выставке 1900, проводившейся в
Париже.
Среди учеников Родена можно назвать таких знаменитых скульпторов, как Антуан Бурдель и Константен Бранкузи.
Роден умер в своём доме в Медоне, недалеко от Парижа 17 ноября 1917 года.
Auguste Rodin Paris Museum 2009 Август Роден Париж музей
|