Статуэтки из фарфора Каподимонте. Мода XIX века
Знаменитая фабрика фарфора Каподимонте была основана в 1743 году Карлом III из династии Бурбонов, королём Неаполя и Сицилии.
Взойдя на неаполитанский престол в 1734 году, Карл поселился в столице
со своей свитой советников, художников и мастеров и перевёз с собой
богатую коллекцию предметов искусства, принадлежавшую его матери
Елизавете, последней из рода Фарнезе.
Для размещения этого уникального собрания произведений по приказу короля был воздвигнут Дворец Каподимонте.
Карл увлеченно изучает технологию производства фарфора, избрав для
своих экспериментов внутренний двор дворца Капидимонте, возвышающегося
на холме над Неаполем. Своими первыми успехами мануфактура обязана
Витторию Шеперсу, после многочисленных опытов ему удалось получить
изумительный мягкий фарфор уникального качества.
Глазурь для производства фарфора
специально заказывалась в Венеции и в Дрездене. К 1743 году на
территории парка Каподимонте появляется фабрика, которая за один месяц
выпускает около 2000 изделий из фарфора: табакерки, кубки, чайные и
кофейные сервизы, блюдца.
Художники, работавшие на фабрике
Каподимонте, черпали вдохновение в творениях известных уже к тому
времени мануфактур Мейсена, Джинори и Венеции. Позже фабрика выпускает
серию статуэток, посвященные религиозным и мифологическим сюжетам, а
также изображение музыкантов, крестьян и рыбаков.
Год за годом оборот мануфактуры
увеличивался, производство расширялось, ассортимент обогащался всё
большим разнообразием форм и узоров, создавались уникальные предметы
искусства.
Вступив на испанский трон в 1759 году,
Карл вынужден был отказаться от неаполитанской короны и покинуть страну.
Перед отъездом Карл велел уничтожить всё то, что могло раскрыть секреты
производства мануфактуры. Тем самым завершилась первая «золотая пора»
фарфора Каподимонте, продлившаяся 16 лет.
1780 год – начало нового этапа в истории
неаполитанской королевской мануфактуры, под руководством Фердинанда IV
сына Карла III. Именно в этот период было освоено производство
«бисквита», т.е. матового фарфора, до этого все изделия покрывались
глазурью.
В эти же годы впервые применяется
фирменный знак неаполитанской мануфактуры: изображение короны и
латинской буквы «N», в честь названия города.
Французская революция и наполеоновское
правление привели фабрику к стремительному упадку. Последующие
десятилетия итальянской истории стерли следы этого богатейшего наследия,
пока в 1925 году под Миланом не был основан фарфоровый завод, в котором
лучшие скульптуры того времени, вдохновленные старинными образцами и
творчеством старых мастеров, решили возобновить традицию фарфора
«Каподимонте», положив начало его современной истории.
Постепенно стиль Каподимонте, в его современном понимании, утвердился и достиг новой славы, сравнимой со славой прошлых лет.
Последователи Каподемонте сознательно
отказались от имитации старинных мастеров, избрав путь естественного
продолжения традиции, обогатив её оригинальными решениями, реализмом и
индивидуальной трактовкой.
|