Рене Лалик - один из выдающихся представителей ар нуво. Часть 1
Коллекция
произведений французского ювелира и стеклодува Рене Лалика (фр. Rene
Jules Lalique), это самый выдающийся представитель стиля
"ар нуво".
Нечто необычное на слуху - "ар-нуво"?
Фр.
art nouveau, букв. «новое искусство» он же - модерн (от фр. moderne —
современный), он же "югендстиль" (нем. Jugendstil — «молодой стиль" —
художественное направление в искусстве, ставшее самым популярным
течением второй половины XIX — начала XX веков.
Как можно увидеть этот стиль в работах?
Просто…
вы приглядитесь к произведению - если увидите, что автор отказался от
прямых линий и углов, отразив неизменно более естественные, «природные»
НЕЛОМАННЫЕ линии - перед Вами работа в стиле "модерн" или "ар нуво".
Этот стиль сочетает в себе не столько художественные + утилитарные
потребительские функции создаваемых произведений, но глубоко вовлекает в
свою оболочку прекрасного все сферы деятельности человека. В других
странах стиль также называется: «Тиффани» (автор Л. К. Тиффани) в тех же
США и «fin de siecle» (букв. «Конец века" во Франции).
Так кто же он - Рене Лалик?
Родился
Рене 6 апреля 1860 в г. Ау, район Марна — умер 5 мая 1945 в г. Париже.
Лалик — французский ювелир и стеклянных дел мастер. Да какой
МАСТЕР-ЮВЕЛИР!
Создавал Рене остро динамичные, исключительно необычные по форме произведения? Но о том - ниже.
После
первой мировой войны Рене Лалик на двух стеклодувных фабриках занимался
поточным производством утилитарных стеклянных изделий на потребу дня -
салатниц, крюшонниц, стаканов, ваз, фужеров и прочего ширпотреба, тогда
же пошли в серию и осветительные приборы - лампы, торшеры, бра,
светильники.
Все
было привычно и настолько до оскомины однообразно... ай, скука - да и
только, и мсье Рене не сразу переключается на выпуск ювелирных украшений
с использованием цветного муарового стекла, а также новаций в виде -
фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было
сделано по заказу самого владельца авто-бренда Анри Ситроена).
Особо отмечу, что среди его произведений, наиболее известных широкой массе, скучающей в галереях и тусящихся в «LiveInternet», публики, числятся вазы
– неизменные в каждом показе от Лалика «Вакханки», «Лучники»,
«Неразлучники», хрустальные скульптуры «Сюзанна» и «Таис» и… украшения
для автомобильных радиаторов, ставших впоследствии брендовыми
интерьерными объектами. Они выпускаются до сих пор.
Но это не наш Лалик - это чересчур убого!!!
Ранний
Лалик просто гнал на поток стеклянный ширпотреб! Это было всего лишь
его вкладом «на корочку хлеба»! А вот для своей души - он бесконечно
экспериментировал с цветным и муаровым стеклом, понимая - не зря он
заинтересовался стилем «ар нуво». И он - трудился все более интенсивно… Во
многих своих первых работах нового стиля Лалик применял метод литья
«исчезающего воска» (взятый им из ювелирной техники, затем его назовут
«метод литья по выплавляемым моделям» для художественных изделий). Он
прекрасно освоил эту технологию, затем, ее усовершенствовав, внедрил в
промышленных масштабах на заводе в Винжен-сюр-Модере.
Так
появился новый технологический метод - литье стекла под давлением.
Точно такой же прием освоит уже и знаменитый чех - Альфред Муха… Именно с
помощью этой технологии были выполнены почти все стеклянные творения
Лалика - скульптуры и вазы из стекла. Но то был не рядовой хрусталь, а
стекло, с нанесённой на него патиной (цветной эмалью). Именно это стекло
- и есть поражающая своей красотой характерная особенность всех
стеклянных работ Лалика, хотя рецепт состава и метод обработки
знаменитого "опалесцентного стекла Лалика" до сих пор является «секретом
фирмы» и ее "know how".
О вазах и флаконах от Рене написано в Инете столько статей, что это давно уже никому неинтересно. Нас же более интересуют ювелирные украшения от Лалика. И вот об этом стоит поговорить куда более подробно. Итак:
- Рене, как неутомимый старатель, ввел множество новшеств как в саму технологию, так и в применяемые материалы ювелирного дела.
- Кроме
известных всем драгоценных и полудрагоценных камней, золота, серебра,
платины, жемчуга, им были использованы редко применявшиеся до него
материалы: эмаль, слоновая кость, черепаховый панцирь, рог, смальта,
медь, железо, олово.
- Вместо тяжелых, угнетающих взгляд купеческих золотых украшений с бриллиантами и драгоценными камнями – «шобы, как у всех пацанов»,
Лалик не сразу стал продвигать легкие, почти воздушные – по-настоящему
изящные изделия из непривычных для ювелиров материалов, в большей части
своей используя знакомое ему хрусталь и опалесцентное стекло.
Но, кроме того, как говорили: «У Рене есть особый дар – возвышать природу в ее лучших формах - женщины и бабочки на цветах!»
Ювелирные
изделия Рене Лалика поражали воображение своей необычностью и новизной…
и потому – они с трудом продавались, поэтому Лалик решил «набрать
критическую массу» из тех клиентов его ювелирных украшений, чей вкус и
привычки были эталоном для обычной парижской подражающей и, увы, так
было всегда, крайне нетребовательной публики – т.н. «покупательской
массы», дающей гешефт! И
Рене сделал ставку на эпатажную Сару Бернар. Это его решение было -
попаданием в бриллиантовое яблочко. Но у Сары, в части ее представления
об истинной красоте ювелирных украшений, был дурной типичный вкус
содержанки и потому она заказывала Лалику огромные колье и диадемы,
перегруженные чудовищными излишествами и дорогими камнями с золотом. В
дальнейшем Сара, «сделав свое дело» из-за откровенной цыганщины, была
удалена от Лалика. Рене отыскал иных почитательниц своего таланта – на
интеллигентных с тончайшим вкусом и стилем женщин и проецировано
ювелирное наследие величайшего из «ар-нувистов».
Теперь об обещанном для вас.
Я
говорил в теме, посвященной фарфору о сильнейшем влиянии востока на
Франца Чена. Но Чен – китаец, что – естественно, но вот Рене Лалик?
Он–то француз, а это куда интереснее. Лалик – был одним из самых ранних
авторов работ, практически реализовавших концепцию «ар нуво» в ее
нишевом решении "органической архитектуре", а конкретно – "биоморфизме"
или уподоблении художественных форм природным, естественным объектам.
В
работах не только одного Лалика, испытавшего воздействие идей «ар
нуво», объектами, порою в буквальном смысле, ставали деревья, камни,
лес, небо и даже вода. Именно в этом искусствоведы усматривают огромное
влияние традиционных культур Японии и Китая с их философией созерцания
красоты и непостижимости природы. Как раз в "органической архитектуре"
бесконфликтно и крайне выразительно сочетаются лучшие качества самых
обычных природных материалов – необработанного камня, дерева, слоновой
кости, меди.
«Ар
нувистам» хорошо известно правило, по которому в Японии никогда не
строят дом на вершине холма - только на его склоне. Это было неизменным
правилом, как говорят японцы: "… такой вид постройки огибает вершину,
как бровь огибает глаз". И это - высшая гармония!"
А теперь об увиденном и прочтенным в текущей теме Риты Шаталовой.
Если
откровенно то мне – грустно... Такое и о Лалике, Рита? М-да… Что
остается в сухом остатке в душе зрителя после прочтения и просмотра ваз и
пузырьков? Одна лишь гулкая фраза недоумения:
–
Ну и что, если именно Лалик одним из первых поставил на промышленную
основу утилитарное хрустальное стекло, став выливать из него флаконы для
парфюмерии самой известной тогда французской компании «Коти»… как и для
той же «Nina Ricci» через время, дабы не отстать от коммерческой волны
успеха «Коти», ставшей разливать свои духи во флаконы от Лалика.
И это всё??? Но
вазы, флаконы, украшения бамперов авто - это настолько неинтересно…
важно иное и важно вот что! У бренда «Lalique» есть собственные ароматы
парфюма, те же: «Lalique De Lalique», «Lalique Pour Homme» или
несравненный ни с чем «Amethyst». Признаюсь - этот аромат я знаю по
первому пробнику в Киеве еще с 97-го года – припал я душой и сердцем к
нему после «Roma» от «Laura Bjaggotti». «Amethyst» с тех пор - мои самые
любимые. Рекомендую!!!
Кроме
малых форм Лалик много работал над формами куда «крупнее» — он создал
потрясающие по красоте, начисто лишенные КИТЧА!!! интерьеры гостиниц,
церквей и ресторанов. Да и крупнейший теплоход Франции "Нормандия" от
трюма до клотика был оформлен работами и креативными решениями от
"Лалик" – впрочем, о том уже было сказано в предыдущей теме. Сейчас
фирму ведет в 22 век уже внучка Рене - Николь Марич-Авиланд. В 2010 г.
самая крупная выставка работ Лалика за пределами Франции (увы почти все
только в виде голограмм) прошла и в СНГ.
Небольшую
часть его работ, правда совершенно крошечную по объему, но с
вкраплением неизменно присутствующих практически во всех ювелирных
работах Лалика в стиле "ар нуво" насекомых (стрекозы, бабочки, пчелы,
осы, шмели) жаль, что безумно малую, я и представляю на ваше обозрение.
«…свет,
утонченность, опаловый отлив, красивые тела, женственность, легкость,
элегантность, нежность, чувственность, простота, нега, творчество,
арабеска, мифы, феерия «Духовность», - таков итоговый вывод внучки творца, в документальном фильме «Лалик - властелин стекла».
«Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное», впрочем смотрите сами вот здесь:
ну… и, конечно же, вот это от меня на сладкое для души:
Наслаждайтесь!!!
Lalique, France 1945
|