Канова родился 1 ноября 1757 г. в Поссаньо близ Тревизо .Итальянский
скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской
скульптуре, образец для подражания академистов XIX века . Самые крупные
собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском
Эрмитаже.Одно из наиболее удачных произведений раннего периода
творчества мастера — мраморная скульптурная группа "Дедал и Икар",
выполненная в модном тогда стиле рококо. Cкульптор отправился изучать
античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 г. навсегда поселился в
Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной
культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового
художественного направления, ориентированного на подражание
классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в
этом стиле, позднее получившем название классицизма, — "Тесей и
Минотавр" (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней
последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору
известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.
При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов
новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл
столь же ключевую роль, что и Давид — в развитии классицистической
живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего
преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал
сравнение с лучшими ваятелями античности.
Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г.
он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы
жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились
гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 г.
Амур и Психея
Антонио Канова, 1786-93 г.
Париж, Лувр
Танцующие грации
Антонио Канова, ок. 1799 г.
Поссаньо, музей Канова
Паолина Боргезе, изображенная в облике Венеры
Антонио Канова, 1804-08 г.
Рим, галерея Боргезе
Три грации
Антонио Канова, 1813-16 гг.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций -
античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Все три
стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только
сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.
Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги стоят около
жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда,
символизирующие их нежные узы.
Группа пользовалась большим успехом у современников Кановы и настолько
воплощала их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем
сама красота".
Геба
Антонио Канова, 1796-1817 гг.
Поссаньо, музей Канова
Тесей и Минотавр
Антонио Канова, 1781-83 гг.
Лондон, Музей Виктории и Альберта
Орфей и Эвридика
Антонио Канова, 1775-76 гг.
Венеция, музей Коррер
Венера и Марс
Антонио Канова, 1816-22 гг.
Лондон, галерея института Курто
Дедал и Икар
Антонио Канова, 1777-79 г.
Венеция, музей Коррер
Геракл убивает Лика
Скульптурная группа Антонио Кановы, 1816 г.
Галерея современного искусства, Рим.
Надгробие Кановы. Он умер в Венеции 13 октября 1822 г. и был похоронен в
соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам же
спроектировал по образцу древнеримских храмов.