В столь древних, нетронутых временем городах, как Брюгге, жизнь похожа
на сон. Поэтому быть в Брюгге и мечтать о нем, почти одно и тоже.
Однако, только познакомившись с этим изумительным городом лично,
начинаешь понимать, почему великие эстеты начала ХХ века были способны
переносить жизнь исключительно в Брюгге. Одной из главных
достопримечательностей города, который сам по себе – одна большая
достопримечательность, является соборная церковь Богоматери. Массивное
сооружение, вонзающееся длинным шпилем в открыточное фламандское небо,
поражает пестротой архитектурных стилей, которые оно вобрало в себя за
200-летную историю строительства.
История церкви Богоматери начинается ни много ни мало в
IX веке, когда за пределами городского вала была построена небольшая
часовня. Затем её заменили романской базиликой, а строительство
современной готической церкви Богоматери началось в 1220 году. Однако её
122-метровая башня по сей день остается самой высокой постройка из
кирпича в Бельгии. Эклектичное смешение стилей характерно для всех
фламандских церквей, которые были построены до второй половины XVI века.
Парящая готика экстерьера собора гармонично сочетается с интерьером,
выполненным в стиле барокко с вкраплениями рококо или романского стиля.
Причины этого стоит искать в истории иконоборчества, в результате
которого было уничтожено внутреннее убранство почти всех церквей в тех
местах. Восстанавливались же они значительно позднее, когда миром
правило барокко.
За мощными стенами церкви Богоматери хранится одна из самых красивых
скульптур на земле – знаменитая «Мадонна с младенцем», которая была
создана великим Микеланджело в 1505 году и стала единственной работой
автора, покинувшей Италию при жизни творца.
Высота скульптуры 128 см, мрамор. Микеланджело Буонарроти изобразил
классический вариант Богоматери с младецем Христом. Идеализацию
подобного рода использовали многие другие художники. Кроме того,
Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы святого
Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine
Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этой средневековой
богословской мысли.
Необыкновенно красивая женщина, на лице которой читается боль матери.
Матери, знающей о том, что её любимому сыну через несколько лет
предстоит в страшных муках искупить грехи человечества. Воистину, только
гений способен создать столько эмоций на глыбе ледяного мрамора. Одна
только скульптура Микеланджело заслуживает того, чтобы назвать церковь
Богоматери в Брюгге основной бельгийской достопримечательностью. Но
богатство фламандских купцов не знало границ, поэтому здесь же можно
увидеть великолепные полотна Питера Пауля Рубенса, украшающие клирос.
Кроме того, в церкви Богоматери находятся два самых роскошных в Европе
саркофага в стиле пламенеющей готики, которые принадлежат последним
бургундским правителям из рода Валуа – Карлу Смелому и его дочери Марии,
в правлении которой Брюгге достиг пика своего величия.