Будучи выдворенным из СССР, он практически начал все с нуля, сумел сделать себе имя и войти в историю мирового искусства.
Михаил Шемякин покинул Родину более тридцати лет назад. За это время он успел прижиться в Париже, переехать в Нью-Йорк и, наконец, обосноваться в маленьком американском городке Клаверак, неподалеку от легендарной реки Гудзон. "Жизнь моя цыганская", – говорит Шемякин. Он так много ездил, что даже не знает, сколько раз облетел земной шар. Гражданин мира, хотя и с американским паспортом.
Большинство россиян гордятся тем, что знаменитый художник Михаил Шемякин – наш соотечественник. Его отец, рано потерявший близких, был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приемный отец скоро сгинул на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов боевого Красного Знамени, всю жизнь звался Шемякиным и всегда гордился, что принадлежит к славному кабардинскому роду Кардановых. Клан Кардановых насчитывает около 65 000 человек, среди которых президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков, известный дирижер Юрий Темирканов, кутюрье Пьер Карден и другие знаменитости.
Мама Михаила, Юлия Предтеченская, тоже гордилась древностью своего дворянского рода (хотя в советскую эпоху это, мягко говоря, не приветствовалось). В семье придерживались панславянских взглядов, но это не помешало ей выйти замуж за горца.
Садовник:
Михаил Шемякин родился 4 мая 1943 года, детство провел в Калининграде. До высылки из СССР Шемякин жил в Ленинграде, где работал реставратором в Эрмитаже. В музее юноша работал с целью хоть где-то числиться после того, как его выгнали из школы при Академии искусств за "эстетическое развращение" однокурсников. Приходя домой, Шемякин рисовал натюрморты с мясных туш. Естественно, не обходилось и без пьяных посиделок и танцев вокруг этих самых туш. Властям не могло понравиться неадекватное с их точки зрения поведение художника: Шемякина долго держали в психбольнице с диагнозом "вялотекущая шизофрения" (его "вызволила" оттуда мать, взяв на поруки), а в 1971 году он был выдворен из Союза. Для него это был самый лучший выход – уехать из "неромантичной" по тем временам страны.
Еще одной немаловажной причиной высылки Михаила Шемякина из СССР стало изобретенное им во время бдений в заваленной тушами коммуналке новое движение, названное красиво и сложно – "метафизический синтетизм". В общем, главную его идею можно выразить так – культуры разных народов не существует, культура одна на всех, надо только найти ее общие, глубинные основы. Разве такое могли понять в СССР в семидесятые годы?
Карнавал в Санкт-Петербурге:
Санкт-Петербург, Тени:
На Западе же новое течение получило дальнейшее развитие, выразилось в целом огромном пласте культурологических изысканий Шемякина и принесло ему целый "веер" ученых и докторских степеней. И, естественно, повлияло на его собственное художественное творчество – в поисках "основ жизни и культуры" Шемякин изучал культурные образы различных народностей и делал многочисленные зарисовки, которые сейчас вполне могут составить целый музей "всеобщей мировой культуры".
Естественно, человек, философские взгляды которого основываются на единении различных культур, никак не мог быть гражданином только одной страны. Шемякин и стал гражданином мира. Мира без одного-единственного государства – своей родины. Только недавно в России, наконец, познакомились с творчеством Михаила Шемякина (в Санкт-Петербурге им было установлено три скульптуры: знаменитый Петр I, памятник "Первостроителям Санкт-Петербурга" и мрачные полускелеты-полусфинксы в память жертв политических репрессий). И только в прошлом году он смог приобрести в Петербурге здание для филиала своего Института философии и психологии творчества, который, в принципе, представляет собой собрание произведений, появившихся под влиянием того самого "метафизического синтетизма".
Михаил Шемякин принадлежит к так называемым self-made man – человек, который сделал себя сам. Будучи выдворенным из Советского Союза, не так уж известный, хотя и выставлявшийся на Западе, он практически начал все с нуля, сумел сделать себе имя и войти в историю мирового искусства. К своим 59 годам стал обладателем нескольких почетных докторских степеней, в том числе Университета Сан-Франциско (США) и Академии искусств Европы (Франция) и членом Нью-Йоркской академии наук, получил Государственную премию РФ 1993 г., Президентскую премию 1997 г. и премию "Петрополь" 2001 г.
Богиня плодородия (Нью-Йорк)
"Я считаю, что добился многого, потому что фактически в одиночку борюсь с очень мощной художественной мафией, которая управляет в Америке, а через Америку диктует цены во всем мире, – признается Шемякин. – Это "Сотби", "Кристи", крупные галереи, это Лео Кастелли – гениальный психолог, который мог продавать за колоссальные деньги воздух и довел ситуацию "голого короля" до полного совершенства.
Художественная мафия вкладывает огромные деньги в рекламу, появляются статьи ведущих критиков, создается имя – и готово: богатый американец, обладающий совершенно иной психологией, чем европейцы, идет в модную галерею, где ему вдувают банку с дерьмом, или старый башмак, или фразу. Например, фраза "Трава помята", из которой Лео Кастелли сделал просто библейское событие, была продана за 320 тысяч долларов! Но это было очень давно, сегодняшние цифры можно умножать на три.
Американцы должны покупать, если они богаты. Обязаны. У меня нет критики американского общества, я там живу и понимаю: они пытаются создать и создают свои традиции, свою аристократию, определенные правила игры. Французу, например, наплевать, что пишет критика – плохо, хорошо или ничего, – ему нравится, он идет и покупает это. В Америке самое страшное – умолчание. Если написали плохо – это уже хорошо, а если появились хвалебные отзывы, считается, что художник состоялся. Галереи сами ставят цены, сами выкупают, теряя проценты, но через несколько лет коллекционер смотрит: картина стоила 300 тысяч, потом была продана за 500, потом еще дороже, значит, пора в нее вкладывать деньги. Это простая, четкая игра. Но нам, россиянам, до нее еще плыть и плыть".
Чрево Парижа:
Самые необычные и эффектные декорации к балету были созданы Михаилом Шемякиным к «Щелкунчику» в 2001 году. Это — авангардное шоу с участием сосисок, супницы, кабаньей головы, механических кукол. Целью художника было возродить настроение гофмановской сказки гротеска и чудовищ, — потому что банальными крысами уже никого не напугаешь.
Шемякин играет с Гофманом всю жизнь. Фантазии немецкого писателя-романтика проходят через его творчество красной линией: живопись, графика, скульптура, балет, теперь дошло и до анимации. По рисункам и по инициативе Михаила Шемякина был создан мультфильм "Гофманиада". Мультфильм поставлен по мотивам трёх сказок Гофмана («Крошка Цахес», «Золотой горшок» и «Песочный человек»), а главным героем в нём является сам Гофман.
Небольшой репортаж и кадры из мультфильма
официальный сайт