Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 6.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Зал 27
И.И. Шишкин, чье творчество представлено в Русском музее очень широко, –
не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди
русских пейзажистов второй половины XIX века.
Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой
своей могучей натуры. Его работы стали олицетворением торжества
национальной темы и формы в русском искусстве. Представленные в зале
картины «Дубы» (1887), «Зима» и написанная незадолго до смерти художника
«Корабельная роща» (1898) – лирические и одновременно монументальные
образы, отражающие разнообразие и богатство русской природы, красоту ее
могучих лесов.
Дубы
Зима
Корабельная роща
Буковый лес в Швейцарии
Буковый лес в Швейцарии
В роще
Вид в окрестностях Дюссельдорфа
Вид окрестностей Петербурга
Дорожка в лесу
За грибами
Дубовая роща
Ивы, освещенные солнцем
Камни в лесу. Валаам
Лесная глушь
Лесной пейзаж с цаплями
Осень
Пейзаж с гуляющими
Перед грозой
Ручей в березовом лесу
Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы)
Сосновый лес
Хвойный лес. Солнечный день
Сныть-трава. Парголово
Травка (этюд)
Зал 28
Особое место в русском искусстве второй половины XIX века занимает
творчество В.В. Верещагина. Знаменитый художник-баталист много
путешествовал, бывал на театрах военных действий. Его картины повествуют
о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран.
После неудачи
«У дверей мечети» – входит в Туркестанскую серию, написанную в конце 1860-х годов, во время путешествия по Средней Азии.
У дверей мечети
В 1877–1878 годах, в дни русско-турецкой войны, Верещагин создал
Балканскую серию. В Русском музее этот цикл представлен картиной
«Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой
В 1903 году художник побывал в Японии. Кроме богатой этнографической
коллекции, он привез из поездки множество набросков, альбомов с
рисунками, картин-этюдов, выполненных в неожиданной для реалиста
импрессионистской манере. Изысканность колорита, свобода живописной
трактовки позволяют назвать картину «Прогулка в лодке» одной из лучших в
творчестве мастера.
Прогулка в лодке
Начавшаяся русско-японская война застала Верещагина за работой над
начатыми произведениями; он все оставил и, по выражению Репина,
«полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о
них в своих полотнах.
Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге
В Иерусалиме. Царские гробницы
Шинтоистский храм в Никко
31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на
броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под
Порт-Артуром.
Зал 29
Садовый вестибюль
Зал 30
В зале представлены произведения бытового жанра второй половины XIX
века, созданные художниками, составлявшими ядро Товарищества передвижных
художественных выставок.
Журавлев Фирс Сергеевич. Поминки.
Журавлев Фирс Сергеевич. Перед венцом
Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал В.М. Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876).
В.М. Максимов Семейный раздел (1876)
«Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих
политических деятелей 1860–1870-х годов кончались тюрьмами, ссылками,
гибелью. Неслучайно популярный в то время в демократическом искусстве
образ революционера нашел отражение в картине В.Е. Маковского
«Осужденный» (1879).
Маковский Владимир Егорович. Осужденный. 1879
Маковский Владимир Егорович. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889
Зал 31
Г.Г. Мясоедов, один из учредителей Товарищества передвижных
художественных выставок, в своем большом полотне «Косцы» (1887) открыл
возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины.
Автор воспел радостную сторону бытия, передал красоту крестьянского
труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.
Г.Г. Мясоедов. Косцы (1887)
Созданные К.А. Савицким многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и
«На войну» (1880−1888) − явились откликом художника на события,
связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главная тема
этих полотен – судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут
позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».
К.А. Савицкий. На войну (1880−1888)
Константин Аполлонович Савицкий. Прощание
Прянишников Илларион Михайлович. Крестный ход
Башкирцева Мария Константиновна. Весна
Константин А. Савицкий. Путешественники в Оверни
Николай Александрович. В теплом краю. 1890 год
Зал 32
В.Д.Поленов (1844–1927) – один из выдающихся художников-передвижников,
сыгравший большую роль в развитии русского пейзажа. Во время пребывания
за границей после окончания Академии художеств он написал несколько
исторических картин на средневековые сюжеты, среди которых «Арест
графини д’Этремон».
Поленов Василий Дмитриевич. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон
По возвращении в Россию Поленов много работал над пейзажем и бытовой
картиной. Тонкое поэтическое понимание природы сказалось в написанных им
пейзажах «Заросший пруд» и «Московский дворик».
Поленов Василий Дмитриевич. Заросший пруд
Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик
В 1880-х годах Поленов начал работать над большой картиной «Христос и
грешница (Кто без греха?)» (1888) на сюжет из Евангелия. Он посетил
Палестину, Сирию и Египет, изучил природу, архитектуру и быт этих стран,
собрал обширный этюдный материал. Многочисленные персонажи картины и
вся изображенная в ней бытовая обстановка отражали черты жизни Востока.
В. Д. Поленов. Христос и грешница.
Бенедикт Спиноза (М.М.Антокольский)
Нестор-летописец (М.М.Антокольский)
Мефистотель (М.М.Антокольский)
В.Д.Поленов. И возвратился в Галилею в силе духа
|